Светлана Касаткина - Признание обвиняемого. Монография

Признание обвиняемого. Монография
Название: Признание обвиняемого. Монография
Автор:
Жанры: Уголовное право | Уголовно-процессуальное право | Юриспруденция
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2013
О чем книга "Признание обвиняемого. Монография"

Настоящая работа посвящена монографическому исследованию одного из наиболее острых вопросов уголовного судопроизводства – признанию обвиняемого, определению его места и значения в современном уголовном процессе. Признание вины рассматривается в двух значениях: в качестве вида показаний обвиняемого как одного из доказательств по уголовному делу и в качестве акта распоряжения обвиняемым уголовным иском (обвинением), предъявленным обвинителем для разрешения в суд. В работе рассматриваются как теоретические вопросы, так и практические проблемы реализации обвиняемым права на свободную и добровольную дачу показаний в уголовном процессе, а также права на признание предъявленного обвинителем уголовного иска, определения допустимых пределов волеизъявления обвиняемого по распоряжению своим субъективным правом. В зависимости от конкретных видов признания обвиняемого определены их процессуальные последствия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов, практикующих юристов, а также всех тех, кому небезразлично положение человека, попавшего в орбиту уголовно-процессуальных отношений в качестве обвиняемого.

Бесплатно читать онлайн Признание обвиняемого. Монография


Введение

Вопросы признания обвиняемым своей вины традиционно рассматривались в теории доказательственного права. Признание (сознание) обвиняемого в качестве одного из доказательств по уголовному делу обуславливало подход к данной проблеме с позиций права обвиняемого на защиту при нормативно установленном требовании, вытекающем из презумпции невиновности, доказать предъявленное обвинение, не ограничиваясь признанием обвиняемым своей вины. Право обвиняемого признать свою вину в этом смысле рассматривалось как право распорядиться уголовно-процессуальными средствами, предоставленными для защиты своих интересов. В условиях существования соответствовавшего закону подчинения процедуры уголовного судопроизводства требованию установления объективной истины по каждому уголовному делу признание обвиняемого хотя и предполагало его свободу распорядиться доказательственным материалом, тем не менее не было гарантировано от имевшихся на практике ограничений (нарушений), обусловленных стремлением конкретных правоприменителей к обеспечению неотвратимости уголовной ответственности. Стоит вспомнить хотя бы о том, что норма, предусматривающая иммунитет от самообвинения, появилась в законодательстве России только в 1993 г. в ст. 51 Конституции РФ, тогда же в УПК РСФСР были внесены дополнения о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона, для доказывания обвинения. Действовавший до 2002 г. УПК РСФСР, предоставляя обвиняемому право давать показания по делу, не закреплял соответствующего права не давать показаний, не содержал требования о разъяснении обвиняемому его права не свидетельствовать против самого себя. Соответствующие коррективы в правоприменительную практику вносились разъяснениями Верховного Суда РФ, а также Конституционным Судом РФ.

В теории уголовного процесса признается, что свобода лица, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, на добровольный выбор возможных вариантов своего поведения находится под угрозой вследствие различных причин, начиная от подавленности или смятения в связи с задержанием, вызовом к следователю и заканчивая возможными злоупотреблениями со стороны правоохранительных органов. Считается также, что объективно существующая опасность недостоверного признания вины требует установления определенных гарантий, направленных на обеспечение права обвиняемого давать показания и не давать изобличающих себя показаний. Наличие как самих гарантий, так и их практическая реализация (либо нереализация) определяются уголовно-процессуальной формой, обуславливающей построение всего уголовного судопроизводства.

Переосмысление ценностей, защищаемых посредством уголовного судопроизводства, повлекло изменение действовавшего уголовно-процессуального законодательства в сторону закрепления состязательных начал уголовного судопроизводства. Уголовный процесс, обнаружив свою социальную составляющую, перестал рассматриваться в качестве средства борьбы с преступностью, суд был лишен обвинительной функции, а соблюдение процедуры уголовного судопроизводства стало критерием допустимости полученных в результате расследования уголовного дела доказательств. Признав защиту прав лиц, как пострадавших от преступления, так и тех, в отношении кого осуществляется уголовное преследование, в качестве назначения уголовного судопроизводства, уголовно-процессуальное законодательство претерпело существенные изменения, которые коснулись и уголовно-процессуального доказывания.

Возможность обвиняемого, осуществляя свою защиту, участвовать в доказывании обеспечивается нормами, призванными оградить его права от нарушений со стороны лиц, наделенных властными полномочиями в процессе, могущих поставить под сомнение достоверность полученных результатов предварительного расследования, в том числе и показаний обвиняемого о своей виновности в совершении преступления. Подозреваемый с момента его фактического задержания получил право на помощь защитника, а также право иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого допроса. Не секрет, что нарушения прав лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, в том числе на свободный и добровольный выбор позиции по делу, соответствующей его интересам, имеют место, как правило, на начальных этапах расследования (непосредственно или сразу после фактического лишения лица свободы передвижения). В УПК РФ в качестве принципов уголовного судопроизводства были закреплены презумпция невиновности, неприкосновенность личности, уважение чести и достоинства личности, охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Другим следствием изменения назначения уголовного судопроизводства стало допущение в уголовный процесс диспозитивных начал, дополняющих «веление» закона волеизъявлением сторон по делу. Это обусловило иной подход к вопросу о праве обвиняемого признать свою вину. Состязательное построение судопроизводства по новому УПК РФ установило определенные пределы принципу публичности, наделяя в указанных законом случаях не только сторону обвинения, но и сторону защиты правом принимать решения, оказывающие влияние на движение уголовного дела.

Признание обвиняемого как его позиция относительно предъявленного для рассмотрения в суд обвинения в определенных случаях приобрело значение акта распоряжения предметом процесса, определяющим последующую процедуру судопроизводства. Возможность обвиняемого, признав предъявленное обвинение (уголовный иск), повлиять на упрощение порядка рассмотрения уголовного дела, соответствующая действию диспозитивности в состязательно организованном судопроизводстве, с учетом фактического неравенства сторон на досудебных стадиях производства по делу, подчиненных розыскным началам, нуждается в определенных ограничениях, которые направлены именно на проверку добровольности признания вины. Акт распоряжения принадлежащим субъективным правом может повлечь определенные правовые последствия только в том случае, когда обвиняемый действует по доброй воле, согласующейся с его личными интересами. В противном случае, т. е. в случае вынужденного признания, отсутствие воли обвиняемого на сокращение предусмотренных процедурой уголовного судопроизводства гарантий его невиновности, пока обратное обвинителем не доказано, ничего общего с распоряжением правом не имеет и не должно влечь отступлений от общего порядка судебного разбирательства.

Данные обстоятельства предопределили выбор темы настоящей работы, представляющей собой исследование одного из наиболее острых вопросов уголовного судопроизводства – признание обвиняемого, определение его значения, роли и места в современном уголовном процессе, исследование конкретных видов признания обвиняемого с точки зрения их процессуальных последствий как для уголовно-процессуального доказывания, так и для оценки допустимых пределов волеизъявления обвиняемого по распоряжению своим субъективным правом. Не претендуя на исчерпывающий характер проведенного исследования, мы, тем не менее, попытались всесторонне и полно охватить проблему признания обвиняемого на современном этапе развития российского уголовного судопроизводства.


С этой книгой читают
Настоящее исследование посвящено проблеме совершенствования уголовного законодательства и практики его применения в части расширения частного усмотрения при решении уголовно-правовых вопросов, а равно созданию важных методологических предпосылок для системных исследований всего комплекса вопросов о соотношении диспозитивных и императивных начал в современном праве России.В работе рассматривается комплекс теоретических вопросов, связанных с реализ
В монографии впервые в отечественной литературе сделана попытка рассмотреть в историческом ключе на примере Соединённых Штатов Америки одну из центральных категорий англо-американского уголовного права – категорию mens rea как субъективную составляющую преступного деяния. Вплоть до сегодняшних дней проблематика mens rea рассматривалась в российской науке уголовного права лишь на уровне частных вопросов, тогда как комплексное осмысление категории
В сборник избранных трудов Н. А. Беляева по уголовному и уголовно-исполнительному праву включены монографии «Уголовно-правовая политика и пути ее реализации», «Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях», «Предмет советского исправительно-трудового права», главы монографии «Уголовное право на современном этапе: Проблемы преступления и наказания», теоретические положения которых остаются актуальными, а также ряд н
Ю. М. Ткачевский – Герой Советского Союза, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, один из видных современных теоретиков в области уголовного и уголовно-исполнительного права, автор более 220 научных и учебно-методических работ по истории возникновения и развития прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний.В сборник избранных трудов Ю. М. Ткачевского включены монографии и статьи по уголовно-исполните
Кто из людей заключал контракт с Богом на количество прожитых дней? Возможно, у нас есть еще время привести в порядок свои дела и приготовиться к переходу в иной мир. Но это не точно. Герою романа посчастливилось получить второй шанс.
Книга основана на популярной версии палеоконтактов наших далеких предков с представителями инопланетных рас.
- Поцелуи, - я остановилась на самом вопиющем пункте договора. - Поцелуи? – Уолтер оживился. - Никаких поцелуев! - Что значит – никаких поцелуев? Они однозначно входят в комплект ухаживаний. Поцелуи остаются, - категорично объявил Уолтер и милостиво добавил. – Но если хотите, мы можем детально обговорить их количество, качество и места, так сказать, приложения… Искрометное противостояние, упрямая героиня, не менее упрямый герой и их неординарное
Аннотация: Сквозь пелену перед глазами и туман в голове, едва различимый голос... -Хьюстон...- чувствую, как дергает за плечо- Хьюстон у нас проблемы...- сильнее- Открой глаза!!!- острый, как ожог удар по щеке. Резко очнулся, схватил за тонкие пальцы, даже не понимая кто это и сжал до хруста. -Еще раз ударишь меня, сломаю пальцы!- прорычал словно зверь. На меня смотрели проклятые, зеленые глаза. -Если не отпустишь пальцы...- абсолютно ровно