Один знакомый однажды спросил меня, почему я решил написать книгу о драконах. Мол, драконы – это как-то несовременно, избито и несолидно. Годится скорее для детских сказок.
Отвечаю. На мой взгляд, дракон – это ёмкий и универсальный образ, к тому же глубоко укоренённый в культуре. Существа, похожие на драконов, очень часто встречаются в мифах буквально всех народов мира, от Японии до Ирландии и от Австралии до Южной Америки. Некоторые учёные называют архетипический сюжет о битве героя с крылатым змеем основным мифом, то есть таким, на котором строится вся мифология.
Мифологический дракон олицетворяет нечто загадочное, пугающее и одновременно притягательное. Встреча с ним – испытание, которое нужно пройти герою, чтобы получить вознаграждение, например бессмертие. Образ дракона – символ того, что происходит в тёмных закоулках человеческого подсознания.
Дракон – тварь многоликая. Древнерусские Змей Горыныч и Чудо-юдо, библейский василиск, средневековые европейские виверны, китайский лун и японский рю, корейский ёр и вьетнамский лонг, румынский балаур и ацтекский пернатый змей Кетцалькоатль – ипостаси того самого Змея, который присутствует в древнейших пластах человеческой культуры начиная с первобытности. Выглядят и ведут себя все эти существа по-разному. И это даёт большой простор для фантазии.
Так, восточноазиатские драконы – носители доброго начала, покровители воды и плодородия, символы мудрой власти. А драконы европейские, напротив, – существа злобные и вредные. Они крадут юных девиц, требуют злата и серебра, жгут посевы, и вообще они – порождение Сатаны.
Знаете ли вы, сколько у дракона голов: одна или три? А ног: две или четыре? Чем покрыта его кожа? Умеет ли он летать и плевать огнём? Способен ли жить в воде? На все эти вопросы сказки и легенды отвечают по-разному. А значит, каждый может сконструировать своего дракона по своему разумению.
Некоторые верят, что животные, похожие на драконов, когда-то существовали на Земле и встречались с людьми. А может, и сейчас обитают где-то в джунглях. Или попадают к нам из параллельных миров. Как бы то ни было, драконы – прекрасный материал для литературной фантазии.
Так я мог бы ответить на вопрос своего приятеля. Но дело в том, что эта книга не о драконах, а о людях. Драконы в ней только помогают людям быть такими, какие они есть. И если драконов никогда не существовало, то стоило бы их выдумать. Чем я, собственно, и занимаюсь. И, поверьте, это очень увлекательное занятие.
Ли Куан, пилот рейса Air Pacific 217, следующего из Сингапура в Сидней, поднял борт по расписанию. Было 10:05 утра 11 ноября 2017 года. Ревя моторами на форсаже, огромный двухпалубный «боинг» легко пробил облака и вскоре превратился в светящуюся точку на экранах диспетчерских радаров.
Тремя часами позже эта точка появилась на мониторе Кетута Карджи, авиадиспетчера балийского Денпасара. АР 217 неспешно пересекал Великий океан. Ничего необычного в небе не происходило, и Карджи, глядя в монитор, с нетерпением дожидался конца смены: в этот вечер у него было назначено свидание.
Вдруг ожила голосовая связь, и из динамика раздался хрипловатый от помех голос Ли Куана:
– Говорит АР 217… Вызываю Денпасар… Вызываю Денпасар…
– Денпасар на связи, – откликнулся Карджи. – Что у вас случилось?
– Похоже, у нас проблема, – прохрипело из динамика.
Надежда диспетчера уйти домой вовремя стала таять, как водяная дымка в небе жарким балийским утром. А голос в динамике продолжал:
– Наблюдаю неопознанный объект… Он преследует нас.
– Тарелка? – не поверил ушам Карджи. – Как выглядит?
– Да нет… Это не тарелка… И вообще не НЛО… Как бы вам сказать… – Голос вдруг замялся, смутившись. – Не так чтоб и неопознанный… К черту! Короче, это дракон! Живой дракон!
– Какой дракон?! – совсем опешил Карджи. – Прекратите хулиганить в эфире!
– Какой-какой? Обыкновенный, мать его… Трёхголовый. Чёрный. С хвостом!
У Карджи отлегло от сердца. Значит, свидание всё же состоится. Он даже улыбнулся про себя и спросил в микрофон, попытавшись вложить в слова как можно больше сарказма:
– И огнём плюётся?
– Нет, – неожиданно серьёзно ответил пилот, – не плюется. Просто летит рядом. То слева, то справа.
– Я подам на вас рапорт, – сухо ответил Карджи и отключил связь.
АР 217 перешёл в зону ответственности австралийцев.
* * *
Снова Кетут Карджи услышал про дракона следующим утром. Слова «существо, напоминающее дракона» прозвучали из телевизора – там шла программа утренних новостей. На экране средних лет китаец в лётной форме Air Pacific на фоне самолета давал интервью толпе окруживших его журналистов. Бегущая строка разъясняла, что транслируется заявление, сделанное накануне капитаном сингапурского воздушного судна, приземлившегося в Сиднее. Начало интервью Карджи пропустил, но и из того, что он услышал, было понятно: дело тянет на сенсацию.
– Девять минут оно летало вокруг самолёта, потом куда-то пропало. Я сообщал на землю, но там не поверили.
Пилот выглядел очень серьёзным и лишь слегка взволнованным, ни тени улыбки не было на его лице. Если то, что он говорил, было правдой, держался он с потрясающим самообладанием.
– Мистер Куан, вы уверены, что это было живое существо, а не летательный аппарат? – прозвучал вопрос журналиста.
– В этом трудно сомневаться. Никакой аппарат не может летать таким образом. По крайней мере, из тех, что мне известны. Если только что-то совсем новое? Нет-нет. Он был живой, точно… Он размахивал крыльями!
– Оно… это существо… проявляло агрессию? Атаковало самолёт? Были ли какие-нибудь столкновения, повреждения?
– Нет, ничего такого. Он или оно… Ну всё-таки он… летел очень ловко. Вертелся вокруг самолёта, но не опасно. Хотя поначалу было страшновато. Знаете, мне трудно выразить словами почему, но я бы скорее назвал его поведение дружелюбным. Ему как будто было интересно… ну, кто мы, откуда.
Далее в новостях сообщали, что инциденту присвоен статус лётного происшествия и что к делу подключились власти и эксперты по авиационной безопасности. В тот же вечер были опрошены члены экипажа, стюарды и пассажиры авиалайнера, без малого 450 человек. Все они подтвердили слова пилота.
Из опросов свидетелей по горячим следам сложилась такая картина. Загадочное существо заметили возле самолёта на четвертом часу полёта, когда «боинг» миновал Бали и находился над океаном. Оно имело семь-восемь метров длины, такой же размах крыльев и выглядело точно так, как и должен выглядеть дракон из сказок и средневековых легенд, то есть трёхголовым, покрытым крупной чёрной чешуёй, с перепончатыми крыльями и хвостом. Это чудище сопровождало самолёт минут десять, а затем исчезло неизвестно куда так же внезапно, как и появилось.