В 16 лет домашний мальчик, хороший и правильный, поступивший в ВУЗ, потому что этого хотела семья и собиравшийся стать экономистом. В 17 лет покинувший ВУЗ и окунувшийся в серые воды российского бизнеса юный предприниматель. Последующие 12 лет занятия мелким бизнесом, посредничество в области недвижимости и занятия вообще всем, что попадалось под руку, не принесшие мне ни больших денег, ни славы, только дикий стресс, постоянное напряжение и мощную школу жизненного опыта и общения с людьми.
К началу 2005-го я полностью выгорел в том, чем занимался и на полном ходу влетел в жизненный кризис. Жить, как раньше – не хотелось, а, как по-другому – я не знал и не понимал. Я отказался от всей старой жизни и в итоге очутился без денег, без связей и ясных перспектив в маленькой арендованной комнате в родном Питере. Но, тогда я принял решение – так, как раньше я уже не буду. Оставалось найти новый путь, и, видимо, в ответ на мой запрос летом 2005-го мне в руки попала книга Николая Козлова – человека, ставшего позже одним из моих основных учителей и примеров в профессии. В книге давалось множество психологических практик и техник, которые можно было применять самостоятельно. Вдохновлённый возможностью быстро всё поменять, я попытался внедрить в жизнь сразу несколько техник и уже через неделю сдался, признав, что с наскока всю жизнь изменить не получится и нужна поддержка со стороны. В конце книги были указаны координаты тренингового центра «Синтон», которым руководил Козлов, и один из них оказался в Питере. Я записался на первый в своей жизни тренинг – «Базовый курс. Мастерство коммуникации». 24 сентября я попал на демонстрационное занятие, а уже через неделю началась основная программа.
Тренинг не стал чем-то сокрушительным в плане нового знания, вся моя предыдущая деятельность была завязана на коммуникации, но там я встретил людей, других, нежели те, с кем я работал все эти годы – открытых, живых, интересных. И мне это очень понравилось. До сих пор помню свой первый запрос на этом тренинге: «хочу открыть себя людям». Я и правда тогда был мега-закрытой системой и эта программа и люди, которые в ней участвовали стали «открывашкой», после чего в эту систему попал свежий воздух.
Первый тренинг. Первый тренерский опыт
Работа на том тренинге, да и вообще на ряде тренингах Синтона была построена следующим образом. Шесть занятий раз в неделю, на каждом из которых разбиралась какая-то тема и дополнительные шесть поддерживающих занятий с куратором (помощником ведущего), которые проводились дома у одного из участников и, где тема основного занятия разбиралась более подробно и закреплялась более качественно в неформальной атмосфере. В основной группе на тренинге бывало 20—30 человек, в кураторских группах могло быть человек 7—10.
И тогда я, только пришедший на свой первый тренинг в жизни, сделал одновременно первый шаг в тренерство и сделал это благодаря Александру Новикову – куратору той, первой группы. Он дал мне неожиданную возможность перед (насколько я помню) вторым занятием, предложив провести его самостоятельно, по сути, заменив его и став временным куратором. «Подготовь план. Встретимся за полчаса до занятия и обсудим его» – сказал он. Мне, человеку побывавшему на паре тренинговых занятий, вдруг предложили провести его самому. Но я просто взял и согласился. «Отчего бы не попробовать»? – сказал я себе тогда.
Я подготовил план, мы встретились за полчаса, он внёс несколько изменений, и я провёл первое в своей жизни тренинговое занятие в малой группе. Я ничего не помню про то занятие, но людям понравилось, и следующее занятие снова предложили провести мне. Потом ещё и ещё. В итоге Александр вовсе перестал приходить на занятия, дав мне возможность пройти этот путь самому, без его фигуры рядом. У меня не было знаний, не было опыта, не было методик, я брал информацию с прошедшего занятия, придумывал какие-то упражнения, составлял план и просто вёл.
На следующий поток Базового тренинга я вышел уже в рамках куратора. Первая методичка с упражнениями попала мне в руки лишь в районе Нового Года и стала для меня чудом, сравнимым с нахождением пресного озера посреди огромной пустыни. С каждым следующим занятием, мне всё больше нравилось вести, хотелось ещё и ещё, я стал одним из самых активных участников Питерского Синтона, разрабатывал методички, организовывал новогодний праздник, занимался сайтом, помогал другим кураторам. Я был на особом счёту у руководителя Питерского Синтона, и он всячески поддерживал меня, до определённого момента. Важная вещь, которую я заметил за собой тогда – это дикая потребность в признании. Это очень ярко проявилось на праздновании Нового Года. Мы с группой товарищей всё подготовили, организовали, провели по сценарию, вложив кучу времени и сил и получили в ответ всего несколько «спасибо». Не знаю, как они, а я был очень сильно разочарован тем, что мне так мало «заплатили» за мой вклад.