Благодарим за помощь с неймингом Андрея Компанейца
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Катерина Ленгольд, 2019
© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2019
* * *
Вместо предисловия. Кто я такая, и зачем вам мои советы
Я с недоверием отношусь к коучам – «мастерам на все руки», которые уверенно раздают советы окружающим, хотя сами толком ничего не сделали. Перед тем как вы потратите несколько часов жизни на эту книжку, хочу рассказать немного о себе. Так вы поймете, какой у меня опыт, каким моим советам стоит доверять.
Девочка, которая бежит впереди паровоза
Сколько себя помню – я всегда бежала впереди паровоза. Мне было все интересно, всего было мало. После окончания третьего класса я заявила родителям, что на уроках мне скучно, и «организовала» себе экстерн. Притащила домой из библиотеки книжки по всем предметам, составила расписание занятий и провела лето за учебниками. В конце августа сдала экзамены, а первого сентября пошла в шестой класс. Эту аферу с «перепрыгиванием» классов впоследствии я провернула еще дважды (повторять не рекомендую, психологически ох как непросто!) и в 14 лет уже училась в институте.
Но шило в одном месте давало о себе знать. В России я получила три диплома, после чего мне предложили поехать учиться в США, в знаменитый Массачусетский технологический институт (МТИ). Я собрала семь чемоданов (путешествовать налегке научилась только пять лет спустя) и вылетела в Бостон. В МТИ набрала двойную норму курсов по информационным технологиям и бизнесу. Ну и для полного счастья записалась на занятия в Гарварде.
Этого мне все равно оказалось мало. Год спустя я заразилась «вирусом стартаперства» (весьма опасная штука, часто встречающаяся в кампусе МТИ и повсеместно в Кремниевой долине). Мне было двадцать, когда я основала компанию ImageAiry – первый в мире маркетплейс спутниковых данных.
Пятерки не помогают в реальной жизни
С первых же дней реальной деятельности я поняла, что мои пятерки ничего не значат, что настоящий бизнес сильно отличается от того, что пишут в учебниках. Построение продукта, продажи, привлечение инвестиций, рост команды – все это в одночасье свалилось на мои плечи. У меня не было денег, связей, понимания, как работает американский рынок. Многому пришлось учиться с нуля.
Не секрет, что двоечники нередко становятся боссами у отличников. В США есть термин: valedictorian, то есть суперотличник, тот, у кого средний балл самый высокий в школе. Как вы думаете, сколько таких отличников становятся визионерами – людьми, которые переворачивают технологии с ног на голову и меняют мир? Ноль. Средний балл американских миллионеров 3,9 по пятибалльной шкале. Только вдумайтесь: 58 человек (14,5 %) из списка Forbes 400 вообще не имеют высшего образования! Более того, в среднем их состояние в два раза выше достатка соседей по списку, которые благополучно отучились в элитных университетах Лиги плюща!
Почему так происходит? Отличники прекрасно встраиваются в систему. Они следуют правилам, делают все правильно, как написано в учебнике. Они одинаково любят литературу и математику (страсти к чему-то конкретному у них нет). Такие становятся уверенным средним классом. Стивов Джобсов среди них встретишь нечасто.
Меня, наверное, спасло то, что всю жизнь я была революционером-отличником. Правила не любила, с учителями спорила, четыре клеточки для полей не оставляла. Через три года после основания стартапа я продала его калифорнийской аэрокосмической корпорации и перебралась в Кремниевую долину. В 23 года стала самым молодым вице-президентом в мировой аэрокосмической индустрии.
Сейчас вы это читаете и думаете: «Она либо гений, либо робот. Может, и то и другое». Совсем нет. Я встречала настоящих гениев, поэтому точно знаю, что я не в их числе. У меня хорошая память и неплохие математические способности, но на этом, пожалуй, все. Все мои достижения – результат упертости и умения ставить четкие цели, нарезать их на маленькие кусочки, планировать шаги для их реализации и находить мотивирующую морковку – награду за достигнутые результаты.
Планировать я начала с детства. Когда мне было пять лет, договорилась с родителями, что за 20 прочитанных страниц получаю эскимо. Я тогда только начала читать, поэтому 20 страниц – это было не хухры-мухры. Я разбивала свою дневную норму на блоки по пять страниц и читала в четыре подхода. Так каждый день зарабатывала мороженое.
За последние 20 лет мой подход к планированию дополнился методами, почерпнутыми из книжек, исследований по нейрофизиологии, личного опыта и бесчисленных бесед с менторами и друзьями-предпринимателями.
Зачем я написала эту книгу
Винод Хосла – один из самых известных венчурных инвесторов Кремниевой долины. У него есть правило: быть дома к ужину 25 дней в месяц. Если командировки и встречи с деловыми партнерами нарушают правило, то эти мероприятия отменяются или переносятся. Ужин с семьей – это святое.
Я регулярно слышу от своих знакомых (да и по собственному опыту знаю), что чем лучше складывается карьера, тем больше времени она забирает. Успех – прожорливый зверек. Сколько сил и часов ему ни скорми, все будет мало. Нужно находить баланс, иначе друзья разбегутся, супруг и собака забудут, как вы выглядите, а от синяков под глазами не спасет самый ядреный макияж.
Следуя примеру Винода, я стараюсь каждый день быть дома к ужину. Высыпаюсь. Нахожу время на себя по утрам. Приглашаю друзей в гости хотя бы раз в неделю. Регулярно звоню родителям. Этот баланс не свойственен мне от природы. Без четкого разграничения времени работы, личного развития, отдыха и общения с родными и друзьями все, кроме карьеры, делалось бы по остаточному принципу.
Я поняла, что полезность планирования не в том, чтобы переделать миллион дел в рекордный срок, а в том, чтобы не потерять себя в бесконечной гонке за успехом.
Год назад я впервые решила поделиться своими наработками в области гармоничного тайм-менеджмента: выложила в соцсетях шаблон своего ежедневника, который помогал мне шаг за шагом идти к значимым целям, формировать полезные привычки, учиться новому и при этом находить время на то, чтобы испечь блинчиков для друзей.
За первые недели ежедневником стали пользоваться десятки тысяч людей[1]. Это было удивительно и очень приятно. Впервые я почувствовала, что мои знания могут приносить пользу не только мне и моей компании, но и людям, которых никогда не встречала!