Александр Макаревич - Прозаические истории из операционной (и не только)

Прозаические истории из операционной (и не только)
Название: Прозаические истории из операционной (и не только)
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Прозаические истории из операционной (и не только)"

Автор – практикующий хирург с большим стажем. Делится своим опытом с коллегами и учениками. В своих коротких рассказах описывает разные ситуации из своей личной практики.

Бесплатно читать онлайн Прозаические истории из операционной (и не только)



Сашка

Мне из окна квартиры виден весь двор. Этого мальчишку не заметить было невозможно. Такой маленький, и уже лидер. Предводитель дворовой шпаны (в хорошем смысле этого слова). Мой годовалый сынишка только ещё пошёл. Но я хотел бы, чтобы, когда он вырос, стал таким же боевым, задорным. Ему всегда и до всего было дело. Сам вихрастый, черноглазый, с озорной искоркой в глазах. И всегда на улице здоровался. Со всеми. И со мной тоже. Звали его, как и меня, – Сашка. Сашка Назаров. Фамилию я узнал позже…

…Самые тяжёлые больные появляются внезапно. Это я заметил уже давно. Вот если кто-то звонит, мол, везём тяжёлого больного, примите меры, будьте готовы, то почти всегда это заканчивается какой-нибудь ерундой. А вот самые тяжёлые – как снег на голову. Так было и в этот раз…

Дверь в ординаторскую распахнулась без стука. На пороге стоял «дед Назар» и держал на руках мальчишку лет семи. Безжизненно повисшие ручки, лицо бледно-серого цвета, правильное определение – землистого. Дед со слезами на глазах, дрожащим голосом с одышкой прохрипел: «Константиныч, спасай! Саня с берёзы свалился!» Деда знали, как и Сашку, все. Он во всём гарнизоне лучший сварщик. Всегда в темных очках, наверное, это профессиональное. Но слёзы были видны даже через очки. Сашку я узнал сразу, только на руках деда был не тот весёлый и живой, а погибающий мальчишка, закатывающий глаза… С какой берёзы, той, что во дворе? Дед молча кивает. И берёзу эту знают все. Потому что она во дворе одна. Высотой с пятиэтажку, видимо, её ровесница. Шершавый потрёпанный ствол, ветки начинаются с уровня третьего этажа, а сорвался он с высоты четвёртого, на глазах у бабулей, вечно торчащих на лавочке у второго подъезда. Я живу в третьем подъезде, а Сашка во втором. Почти соседи.

И опять повезло всем. Операционную готовить не надо. Мы только что закончили холецистит. Женщину привезли из Черни, мы уже давно договаривались. С пациенткой приехал анестезиолог Петя и молодой хирург из Чернской ЦРБ. Для нашего госпиталя в то время это уже была рядовая операция, а они приехали осваивать новое для себя. Как же повезло! Все на месте, будто специально собрались. Женщину уже переложили в реанимационную палату. Мальчишку сразу в операционную. Петя – настоящий профи, он ставит подключичку даже новорождённым! Нам привёз набор игл для этого, слава богу, нечасто они нужны. И с кровью у нас нет проблем. Готовые списки обследованных доноров из учебного полка. Бойцы будут уже через 10—15 минут, у них настоящая дисциплина и транспорт всегда наготове. Генерал Дерганов – похлеще «бати» из фильма ДМБ. При этом ещё и умный!.. Отвлёкся…

Старшая операционная сестра и офтальмолог Ольга Александровна занимаются с донорами. На операцию помылась новенькая сестричка, Ольга Николаевна. Видно, что волнуется. Экстренка у неё вторая в нашей операционной. Но толковая, опытная, на столе порядок. Вся бригада как будто работает уже не первый год, всё слаженно.

…Господи, ну ведь это всё очень маленькое. У меня ладонь перекрывает всё расстояние от мечевидного отростка до пупка. Но устройство внутри всё как у взрослого. Всё там же, на тех же местах, только всё маленькое. В животе кровь, иду на сгустки. Селезёнка просто в хлам, кровавое месиво. На её удаление уходит минут пять. На правой доле печени продольный неглубокий линейный надрыв, как раз в проекции ребра, видно, о него и ударилась. Спокойно можно ушить через сальник. Ещё минут десять. Живот отмыт, но слева большая забрюшинная гематома. Рассекаю брюшину параллельно нисходящей кишке, удаляю сгустки. Видимо, проблемы с левой почкой. Так и есть! Кусочек верхнего полюса лежит отдельно, тоже «отрубило» ребром. Вспоминаю урок главного уролога в Афгане. Он за час рассказал всю неотложную военно-полевую урологию. Как раз пригодилось. Лоханка не затронута, можно сделать клиновидную резекцию верхнего полюса и ушить с отрезанным сальником. Тут заминка. Кусочек сальника-то я отрезал и отдал Ольге Николаевне, а она подумала, что это препарат и передала его санитарке в формалин, пока я ровнял остатки верхнего полюса. Пришлось отрезать новый. Как она зарделась, казалось, даже маска покраснела! Но это не всё! Такой гематомы от отрыва полюса не будет. Да и пока им занимался, всё время поддавала кровь. И только когда почку отпустил из рук, стало понятно, что течёт из почечной вены. Боковой надрыв в поперечном направлении, слава богу, небольшой. Но венка тонюсенькая, чуть толще стержня от шариковой ручки. Но атравматика у нас есть, 4/0, запаслись по случаю в Питере. Изгольнулся! Положил боковой шов. Лоб весь мокрый от напряжения! Но кажется, все! Две резиновые полутрубки вывожу на поясничную область (всё как учили в школе), дренаж в малый таз. Заканчиваем. Петя уже докапывает кровь. Сашка потихонечку обретает цвет нормального человека. Себя не вижу, но, наверное, вид непрезентабельный, спереди весь в крови. После операции звоню в Тульскую детскую областную больницу. Всё-таки мы не педиатры, хотя наша «мама Света», зав. детским отделением госпиталя, практически профессор в своих детишках, но по-умному бы надо потом его отвозить к специалистам. Сашка пришёл в себя часа через три, детские силёнки, напитанные молодой солдатской кровью, оказали достойное сопротивление навалившейся беде и победили её.

…Печатаю и думаю… Сорванец – от слова «сорвался». Победили – от слов «по беде», пройтись по беде. Во как! Нет в этой жизни ничего случайного!

Через три дня на реанимационной машине мальчишку отвезли в Тулу, а через неделю вернули обратно, нечего, мол, там делать, всё и так сделали нормально.

Осенью Сашка Назаров пошёл в школу в первый класс, пошёл с моей старшей дочкой. И на их общей нарядной фотографии новоиспечённых первоклашек я всегда могу посмотреть ему в глаза. И он мне тоже!..

Спаси и сохрани

Было это очень давно, лет десять назад. Три часа ночи. Скорая привозит дедушку 79 лет с продолжающимся желудочным кровотечением. Фортуна к деду повернулась спиной с самого начала. Началось с каталки. Обе лежачих каталки приёмника полупьяные санитарки оставили где-то на этажах. А состояние у деда такое, что везти его надо сразу в реанимацию, а то и на стол: бледный, мокрый, липкий, глаза уже закатывает, зевает от гипоксии, ректально – мелена, на шее и воротнике рубашки следы кофейной гущи. Гемоглобин не определить – нет лаборантки (!), но по клинической картине примерно 60—70. На сидячей(!) каталке закатили в реанимацию, уже что-то легче. Деда надо оперировать, это понятно, но что??!! Есть ссылка на то, что у него была язва желудка (я долго допытывался: желудка или двенадцатиперстной, дед пять раз ответил, что желудка). А дежурного эндоскописта нет, болеет. Определяем группу крови – вторая отрицательная. В холодильнике крови такой нет (закон подлости). Срочно помощника на телефон, надо привезти с первой станции. Слава богу, у них две дозы есть. Машины в больнице нет (!), сломалась машина, надо доставлять городским сантранспортом или скорой… Организовали… Пока крови нет, с анестезиологом решили сильно давление не поднимать, только квамател, этамзилат, транексам и плазму. По зонду – кофейная гуща и периодически свежая кровь («Все-таки, наверное, не желудок», – крутится в голове). Укладываем дедулю на стол. Стабилизировался, но совсем на чуть-чуть, глаза перестал закатывать. И сразу о своём: про войну, про блокаду, про врачей… Хороший такой дед. Добрый, порядочный, именно таким в нашей жизни и нашей стране мало везёт. Клянусь, именно таким всегда хочется помочь, несмотря ни на что. Анестезиолог открывает кислород, а кислорода-то нет (!!!). Кислородная у нас централизованная, перекрыли на ремонт, что ли? Звонок в приёмник (а время-то идёт!), мобильник кислородчика, его бегом сюда. А без кислорода на кровотечение не пойдёшь, и так гипоксия. Минут 20 в состоянии дичайшего напряжения… Кровь едет, кислородчик бежит, а мы стоим… Все… Можно начинать… Но что делать?.. Пойди туда, не знаю куда, сделай то, не знаю что (!) (в голове одни матерные трёхэтажные выражения). А время уже около четырёх ночи. Открываю желудок. А кровотечения-то в нём нет, ни сгустков, ни острых язв, ни хронической, одна только кофейная гуща, да и ту через зонд уже по большей части удалили. Закрываю желудок… (Фраза, после которой хочется так заорать на всю вселенную: «Да где ты, Боженька?!») Открываю ДПК, наискосок в длину. Всё-таки есть он, Бог, на свете! И деда и меня он поддержал. В аккурат на верхней стенке луковицы сидит, родимая, с кровоточащим пеньком, ждёт, «косит лиловым глазом»! Удаётся её даже иссечь, не зацепив поджелудочную. Глаза к небу! Спасибо тебе, Господи, не оставил в трудную минуту! Ну а дальше уже всё просто: пилоропластика, дренажи, победа, короче! Дед вырулил на ура… А у меня за эту ночь от жизни, наверно, месяц оторвался… Да чего уж там…


С этой книгой читают
Продолжение историй из жизни автора, связанных с его профессиональной деятельностью. Многие из них могут показаться интересными и быть поучительными для читателя.
Роман «Исчезновение» создан в самую глухую пору «застоя» и отражает жизнь и увядание молодых и свежих российских сил в провинциальном городке. Здесь возможны самые глубокие превращения, но как выйти к свету, к семейному счастью и свободе тому, кто связан по рукам и ногам абсурдными условиями существования?
Не читайте эту книгу, повторяю: не читайте! Предупреждение работает на среднестатистического человека средних лет. В остальном Ваше право.
Рассказы, включенные в книгу «О любви и не только», автор написал в 2014—2015 гг. В них чаще всего использованы житейские истории, связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины. Рассказы насыщены юмором, а иногда и фантастическими событиями.
Неожиданная встреча молодой и немного легкомысленной девушки Айви со странным незнакомцем не только коренным образом изменит её жизнь и мировоззрение, но и повлияет на судьбу целого народа.
Миртиотисса – это прежде всего люди… да, если вы знаете о том, что там еще есть, то вам будет странно услышать об этом. Что? Там еще и люди есть? Не может быть такого! И это часть того, что я рассказываю людям по всему миру – вы должны прежде всего обращать внимание на людей, и тогда все вокруг может очень благополучно исчезнуть))) Таков замысел вселенной, если что))) А это означает конец страданий практически с гарантией.
В этой книге собраны философские сказки для взрослых, в которых рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной в семейной паре, между матерью и дочерью, диалог женщины со своей душой и многое другое. Человеку даны все инструменты для того, чтобы видеть главное, слышать нужное и чувствовать скрытое. Можно стать неуязвимыми для навязчивых обстоятельств, с которыми сложно совладать и которым не хочется подчиняться. В любой женщине живет прекрас
Эта третья книга из цикла рассказов об Утерянном семени.Одноглазое Лихо терроризирует окрестности огромнейшей стройки нового оплота в землях сармат. Уничтожить угрозу прибыли множество охотников, два ликвидатора и наш Евпат, но случается так, что охотник сам становится жертвой.Уцелел ли наш ликвидатор?Сможет он пройти все преграды и добиться победы над злом? Узнаем, когда прочтём рассказ.
Летние деньки всегда пролетают теплым ветром. Таки и в данной книге мы можем почувствовать как солнечные приключения детей, так и уже прохладное любопытство взрослых мальчиков, которые нашли работу и завели семью. В этих двух небольших рассказах описаны две крайности, которые объедены одним теплым и красочным временем года.