Анастасия Владимировна Котельникова, Мария Анатольевна Падун - Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика

Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика
Название: Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика
Авторы:
Жанры: Клиническая психология | Психологическая консультация
Серия: Перспективы психологии
ISBN: Нет данных
Год: 2012
Другие книги серии "Перспективы психологии"
О чем книга "Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика"

В монографии рассматривается влияние психической травмы на картину мира человека. Под картиной мира понимается совокупность базисных убеждений о доброжелательности окружающего мира, его справедливости, а также представления о собственном Я. Авторы анализируют посттравматический стресс у лиц, переживших разные виды психических травм: участие в военных действиях, опасное для жизни заболевание, вынужденная миграция. Изложены направления когнитивной психотерапии, в которых основной акцент делается на посттравматических представлениях человека о мире и о себе. Книга адресована специалистам – врачам, психологам, социальным работникам, интересующимся проблемами посттравматического стресса.

Бесплатно читать онлайн Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика


© ФГБУН Институт психологии РАН, 2012

Предисловие

Современный этап развития российской психологической науки характеризуется выраженной тенденцией к интеграции отечественных и зарубежных достижений. Интегративный подход наиболее отчетливо, на наш взгляд, проявляется в области клинико-психологических исследований, что объясняется прежде всего их острой актуальностью и социальной значимостью. Если в предыдущие десятилетия заимствовался в основном психологический инструментарий, то в настоящее время можно говорить уже о более глубоком аналитико-содержательном подходе к проведению теоретико-эмпирических исследований. В монографии М. А. Падун и А. В. Котельниковой указанные современные тенденции проявлены в полной мере.

Работа выполнена в контексте изучения посттравматического стресса, которое проводится в лаборатории психологии посттравматического стресса ИП РАН с начала 1990-х годов. Известно, что и по сей день не существует единой, общепринятой теоретической концепции, объясняющей этиологию и механизмы возникновения и развития ПТСР, хотя в результате многолетних исследований разработаны несколько теоретических моделей в рамках психологического, психосоциального, бихевиорального и комплексного подходов. Анализ показывает, что ни одна из этих моделей полностью не объясняет симптоматику ПТСР. Очевидно, что создание адекватной теории ПТСР возможно на основе многофакторной биопсихосоциальной модели расстройств аффективного спектра.

Каждое из вышеназванных направлений имеет свои теоретическое обоснование и аргументацию; авторы настоящего исследования используют когнитивные теории психической травмы как наиболее близко подходящие к анализу посттравматической феноменологии и обеспечивающие исследования посттравматического стресса теоретико-методологической базой. Можно согласиться с таким утверждением, учитывая, что наиболее эффективными психотерапевтическими техниками в лечении ПТСР на сегодняшний день являются методики, основанные на когнитивной парадигме.

Понимание авторами именно этого аспекта – взаимосвязи теоретической основы и психотерапевтических методов – выразилось в пятой главе монографии, в которой изложены основные методы помощи при ПТСР.

Эмпирической основой монографии послужило исследование сопряженности посттравматического стресса и базисных убеждений, выполненное на трех контингентах испытуемых: участниках боевых действий, больных раком молочной железы и беженцах. Результаты этих оригинальных исследований важны как в теоретическом, так и в практическом отношении; данные чрезвычайно интересны и хорошо проанализированы. Исследования планировались и выполнялись на основе всестороннего теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы. Из многочисленных психологических исследований, так или иначе относящихся к изучаемой проблеме, авторам удалось выделить работы, которые можно отнести к разряду классических.

Каждая пионерская исследовательская работа – а настоящая монография, безусловно, относится к таковым – должна начинаться с операционализации центрального понятия, в данном случае – понятия «базисные убеждения». Авторы успешно справились с этой непростой задачей. Анализ исследований, выполненных в социальной психологии по проблемам имплицитных теорий личности (ИТЛ), привел авторов к важному заключению о том, что философский уровень рассмотрения ИТЛ, содержащий представления о людях с позиций доверия, рациональности, альтруизма, независимости, изменяемости, сложности, может быть напрямую соотнесен с базисными убеждениями индивида. Очень важно, что в работе рассмотрены вопросы, связанные с различной трактовкой понятия «когнитивная схема» в теориях когнитивной переработки информации, когнитивных теориях личности и теориях социального познания. Эти различия состоят главным образом в том, что в «теориях когнитивных процессов схемы рассматриваются как когнитивные структуры, предвосхищающие восприятие и познание субъектом реальности, а в социальных теориях и когнитивных теориях личности – как когнитивно-аффективные комплексы, формирующиеся из переживания индивидом событий его личной истории и соответственно направляющие его поведение» (с. 36). Показано, что понятия, сходные с конструктом когнитивной схемы (установки, аттитюды), отличаются контекстуально, а не содержательно.

Ценность теоретической части монографии обусловлена тщательной проработкой основных в отечественной психологии методологических подходов – системного и субъектно-деятельностного, что позволило продемонстрировать возможности их применения при анализе последствий воздействия травмы на психику человека и привело авторов к рассмотрению базисных убеждений в качестве основных переменных («внутренних условий») – факторов уязвимости человека в отношении травматических воздействий.

Также творчески авторы проанализировали различные подходы к понятию «базисные убеждения», которое используется при объяснении того, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и о собственном Я. В результате они пришли к очень важному и хорошо аргументированному ссылками на соответствующие работы выводу: конструкт «базисные убеждения» может быть соотнесен с понятием «картина мира»; базисные убеждения можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека.

Изученный в работе когнитивный феномен негативных базисных убеждений дает выход в более широкий психологический контекст, – психологии личности и психологии развития, в первую очередь. Это исследование содержит результаты, имеющие значение не только для современной клинической психологии, – они органично входят и в общее поле современного психологического знания.

В заключение хочется выразить свое удовлетворение прочитанной работой. Она написана хорошим литературным языком, что также говорит о высокой квалификации авторов. Данная монография может служить примером того, как должен реализовываться подход к интеграции достижений отечественных и зарубежных направлений психологической мысли. Можно утверждать, что наконец-то на смену стихийному заимствованию (в основном, зарубежных психологических методик) приходит глубокое понимание того, что интегративный подход способен стать эффективным инструментом для дальнейшего развития отечественной психологической науки. Авторам остается пожелать дальнейших успехов в их творчестве и выразить уверенность в том, что читатели оценят их труд по достоинству.

Доктор психологических наук, профессор
Н. В. Тарабрина

Введение


С этой книгой читают
Книга посвящена новому направлению в современной психологии – социальной психологии времени. Впервые рассмотрены основные социально-психологические подходы к изучению феномена времени, а также осуществлен теоретико-методологический анализ отношения группы к времени. Особое внимание уделено роли индивидуального отношения к времени в процессах социальной интеграции, темпоральным аспектам лидерства, структуре и факторам группового отношения к времен
Всю свою жизнь человек пытается бежать от боли и неприятных эмоций в надежде на то, что найдёт наконец-то способ жить исключительно счастливо и спокойно. Но что если единственно верное решение это принимать каждую эмоцию как родного друга? Данная методичка покажет, как справляться с негативными эмоциями. Укажет разницу между здоровым и не здоровым проявлением ревности, зависти, тревоги, грусти, обиды и т.д.. Ответит на такие важные вопросы как: ч
Депрессия – не просто плохое настроение. Это один из способов адаптироваться к реальности, которая выбивает почву из-под ног. Ощущение беспомощности приводит к отключению всех систем, которые отвечают за жизнерадостность, и мы больше не можем испытывать удовольствие.Ричард О'Коннор – психотерапевт с 30-летним стажем, подробно рассказывает о причинах депрессии, ее связях с другими заболеваниями и предлагает системный подход для ее преодоления, осн
Мистические события. Вещие сны. Знаки судьбы. Сбывшиеся приметы. Чудесным образом осуществившиеся желания. Тайны вызывают восторг и страх, но часто мы не видим за мистикой самое главное. Разгадкой тайны можем оказаться мы сами. Книга представляет собой подборку статьей авторского канала "Тайна – это ты". На примере десятков реальных истории раскрывает подоплеку таинственных происшествий. Вы глубже поймете и себя, и людей. Станете меньше тревожить
Книга "На пути к гармонии: Как справляться с тревожностью, выгоранием и депрессией" посвящена поддержанию психического здоровья и преодолению эмоциональных кризисов, таких как тревожность, выгорание, депрессия и семейные конфликты. Сочетая теоретические знания и практические упражнения, книга поможет вам осознать и изменить ограничивающие убеждения, укрепить эмоциональную устойчивость и научиться управлять стрессом. Автор предлагает эффективные т
«…Работа мне опротивела, и я уже давно не прикасаюсь к кисти, – с того самого времени, когда мне была за моих „Вакханок“ присуждена золотая медаль. Начатые картины висят на стенах и на мольбертах, покрытые паутиной…»
«Это случилось в те далекие времена, которые давным-давно сделались для нас мифом…»
В детстве я очень много думал о смерти родственников, представлял катастрофы, искал пути решения. Постепенно этот страх банально обточил нервы – все мы умрём.Была идея обнажить старые воспоминания о плохих мыслях и объединить с сегодняшним восприятием реальности, жизненным опытом.Это должна была быть работа на конкурс, но честно – плевать.Про саму книгу: история, связанная с головкой лука – календарём.
"Плюс Ультра!" ("Еще выше!") та самая книга, о которой еще 500 лет назад написал Мишель Нострадамус в 69 катрене 6-й Центурии, книга, с которой Чайрен (Chiren) впервые откроется миру: "после "Plus Ultra!" его любят, страшатся, опасаются". А чтобы у читателей не было сомнения в том, что это тот самый Чайрен, Нострадамус через первые буквы названия книги на французском языке – "P" и "U" передает первые буквы его псевдонима на русском – "Р" и "И". М