Андрей Халиас - Путь

Путь
Название: Путь
Автор:
Жанры: Духовная литература | Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Путь"

Автобиографический роман о страннике, который путешествует по непонятным и загадочным местам, пытаясь увидеть и осознать реальность такой, какая она есть. Вокруг течет жизнь – неприглядная, но естественная. Смерть, нищета, разруха, болезни сосуществуют бок о бок со счастьем, любовью и радостью бытия. Как разобраться в этом нескончаемом потоке жизни и понять, что в ней важно, а что нет? На этот вопрос путник и ищет ответ. Он ищет истину, и рано или поздно истина улыбнется в ответ на его улыбку. Ищущий да обрящет.

Бесплатно читать онлайн Путь


Пролог

Путь был долгим. Каждый следующий шаг давался сложнее, чем предыдущий. От напряжения ноги начинали неметь, дышать становилось тяжелее, а от жары по лицу струился пот. Соленые ручейки стекали по лбу, просачивались сквозь ресницы и попадали в глаза, вызывая жжение. Стоило попытаться вытереть лицо, мокрыми от пота руками, как становилось еще хуже – жечь начинало сильнее. Замкнутый круг.

На самой же вершине холма не было ничего, ради чего весь этот путь стоило бы проходить. Все тот же вид на бескрайние просторы – как и обычно. Все те же стены священных храмов – как и всегда. Монахи, паломники, просители, посетители… Зачем на холм забираться? На этот вопрос у меня не было ответа. Но и выбора я не видел – чтобы найти ответ, нужно было подняться на самый верх.

Это был сотый храм на холме, а может и тысячный. Не было даже мысли их считать. Ясно было одно – храмов позади было неисчислимое множество, и впереди будет еще немало. Потому что поиск мой был далеко не завершен – я даже в полной мере и не осознавал, что искал на самом деле. Поэтому и вопрос “Зачем?” был в какой-то степени лукавством, ведь я не знал, на какой именно вопрос ищу ответ.

Оставалось одно – шаг за шагом идти вперед, не видя альтернативы. Разыскивать ответы. А потом, зная ответы, пытаться задать правильные вопросы.

Наконец я добрался до вершины холма. Я чувствовал напряжение и усталость в мышцах после долгого подъема, а еще я чувствовал полную безмятежность. Я чувствовал себя младенцем, который только что появился из утробы матери – все сознание было заполнено лишенной рутины жизни радостью бытия.

Никогда не понимал, почему люди старались навсегда избавиться от этого дара – принимать жизнь по-детски непосредственно и с наслаждением. Каждую секунду жизни наслаждаться самим процессом существования и радоваться всему, что есть вокруг тебя, – зачем от этого избавляться? В моем мире это была наивысшая ценность, и сколько я себя помнил, всегда учился возвращать это состояние, пытался продержаться в нем как можно дольше. Было сложно, но с каждым разом становилось все проще.

Это состояние ни с чем не спутать. Ни с чем не спутать тот момент, когда из самой глубины сознания начинает просыпаться, выбираться наружу, поедая суету и рутину, детская безмятежность, это блаженное неведение, и ты отрешаешься от всего материального, погружаешься в теплую ванну спокойствия, и забываешься…

Но проходят недели, иногда месяцы, и ты все равно возвращаешься в мир иллюзий, условностей и вещей. Зачем? Пожалуй, этот вопрос был самым сложным, и от ответа на него зависели ответы на все остальные вопросы.

Прошло несколько часов. Солнце начинало садиться за горизонт. Жара постепенно спадала. Пот на лице уже давно высох, оставив после себя небольшой налет соленой усталости. Я провел несколько часов, гуляя по небольшому дворику храма и любуясь видами с холма, но теперь пришло время возвращаться обратно в город. Я начал спускаться вниз.

Все мои мысли в этот момент были заняты лишь одним – едой. Целый день ходьбы вызвал нешуточный голод, который стал проявляться вовсю с уходом жары.

По дороге к храму я заприметил несколько кафешек с уличной едой, и сейчас, как на крыльях, чуть ли не вприпрыжку, я мчался к ним, чтобы наконец-то утолить голод и насладиться вкусной пищей.

Шаг за шагом я спускался вниз. Идти было легко. Спускаться с холма всегда легче и приятнее, чем карабкаться вверх. Не только потому, что это легче физически и занимает меньше времени, но и из-за природных видов, которые тебе открываются внизу, на земле. Карабкаясь вверх, ты видишь перед глазами лишь ступени, одни и те же, сотни и тысячи. Идешь вниз – и перед тобой открываются прекрасные бескрайние просторы, которые тянутся до самого горизонта. Не важно, сколько раз ты видел подобные пейзажи, любить их и наслаждаться ими – это то, что дано тебе от природы.

Половина пути уже была пройдена, как вдруг передо мной возникла фигура человека, облаченного в оранжевое одеяние. Это был монах. Он стоял рядом с беседкой, предназначенной для отдыха путников, которые устали от подъема на холм.

Монах смотрел на меня. Я хотел обойти его и продолжить свой путь за едой, но у него были другие планы. Он помахал мне рукой и указал на беседку, приглашая присоединиться.

На самом деле, я был не против. Еда подождет. Всегда интересно поговорить с человеком, которому есть, что тебе сказать. Особенно, если это монах. Я всегда чувствовал некое родство с монахами, ведь их поиск напоминал мне мой собственный.

Я прошел за монахом в беседку и сел напротив него. Мы начали разговор. Говорили об обыденных вещах, о том, что всегда обсуждают два человека, которые только что познакомились. Но цель у нашего разговора была другая.

Монах спросил меня, зачем я посещал храм. У меня не было точного ответа. Я искал ответы на вопросы, которые сам еще не знал. Монах с пониманием отнесся к моим словам: его путь во многом был схож.

Он спросил меня:

– Ты веришь в жизнь после смерти?

– Мне хотелось бы верить. Нет никаких доказательств, что она есть, и нет никаких доказательств, что ее нет. Наука не может объяснить подобных вещей и не сможет еще очень долго. Возможно, даже никогда. Поэтому верить или не верить – это равнозначные понятия. Просто выбираешь то, что тебе больше нравится. А мне нравится верить в то, что после смерти жизнь есть.

Мы продолжили разговор. Монах рассказал о том, что раньше был военным. Я подумал о том, что ему даже возможно приходилось убивать. Но не стал об этом спрашивать. Он рассказал о своей семье, о детях, которых оставил, о жене. Хотелось его осудить за то, что оставил своих близких, ушел от них, но я не стал – разве я чем-нибудь от него отличался?

Монах рассказал мне о своих путешествиях, а я ему – о своих. Он рассказал, как ездил по стране из храма в храм, как просил милостыню у людей, чтобы продолжать путешествовать, а люди ему помогали. Люди всегда помогают монахам. Помогаешь монаху – значит ты хороший человек, а к хорошим людям в жизни приходит лишь хорошее.

Внезапно монах прервал разговор. Он смотрел в сторону лестницы, ведущей на вершину холма. Я повернул голову и увидел молодую пару – парня и девушку. Они смотрели на монаха и было видно, что им от него было что-то нужно. Между ними последовал недолгий разговор на местном языке, который я не понимал. После этого молодые люди поблагодарили монаха и ушли.

– Чего они хотели? – Спросил я.

– Монашеского благословения, – Ответил монах. – Не люблю я этого.

– Не любишь помогать людям? – Усмехнулся я.

– Да, – С полной серьезностью ответил мой собеседник.

Я засмеялся.

– Ты же монах, разве ты не должен помогать людям?


С этой книгой читают
Во втором томе собрания творений святителя Игнатия (Брянчанинова) содержится продолжение «Аскетических опытов», в которых говорится о том, как христианину правильно проходить свой путь жизни во Христе и достигать совершенства на основе многовекового опыта святоотеческой аскетической теории и практики, укорененного, в свою очередь, в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Центральное место в книге занимает христианское учение о молитве: ке
В седьмой том собрания творений святителя Игнатия (Брянчанинова) помещены избранные письма, включающие в себя несколько сот писем святителя к известным деятелям Русской Православной Церкви, а также к историческим деятелям нашего Отечества, к пастырям Церкви Христовой и духовным чадам; монашествующим, мирянам, родным и друзьям, с исключением писем и отдельных мест, которые не имеют нравственно-назидательного значения. Святитель с каждым адресатом
Во второй том Собрания сочинений вошли ранее не переиздававшиеся богословские, философские, публицистические произведения В. П. Свенцицкого 1905–1908 гг., его критические работы о религии Л. Н. Толстого, творчестве Г. Ибсена и М. Метерлинка, полемика с Н. А. Бердяевым, В. В. Розановым, Е. Н. Трубецким, Д. С. Мережковским и документы Христианского братства борьбы (в комментариях впервые публикуются материалы судебных преследований его участников).
В этой книге собраны наиболее глубинные по своему смыслу и воздействию цитаты С.Н. Лазарева за все 30 с лишним лет его работы.Здесь собраны лучшие и наиболее значимые цитаты автора по версии читателей и команды Лазарева на все случаи жизни. На обложке сборника – картина С.Н. Лазарева «Морозный иней».
People have always longed to perceive nature, have endevoured to explain for themselves world that surrounded them and to recognize their place in it. The primitive viewed everything as novelty. Trying to understand eternal principles, mankind began to create myths. This process has been continuing even till this day.
Сборник рассказов различной тематики: от военных баек до монолога римской монеты… от бытовых зарисовок до постапокалиптической картинки мира…
Описание этого качества идет с интеллектуальной и психологической, философской и духовной точки зрения. Особое значение это качество имеет для человека, стремящегося сознательно и целенаправленно заниматься развитием своей личности, реализуя программу самовоспитания и самосовершенствования. Такое свойство ума обычно присуще добродетельному и достойному, зрелому и самодостаточному человеку. Данное качество входит в систему классических ценностей ч
Кровожадность… Желание кого-нибудь убить… Эти странные для кого-то понятия всегда преследовали людей. И даже если их лишить всех технологий, возможностей и знаний, они всё равно будут искать возможность убивать и калечить. В лучшем случае – ранить. Но они никогда не откажутся от возможности пролить чужую кровь. Ведь даже знание о многочисленных кровопролитных войнах в прошлом, никогда не останавливает их. Словно память о подобных ужасах просто ст