В буднее утро 2014 года я прошел через пост охраны в месте, которое по праву считается одним из футбольных храмов: испанский стадион «Сантьяго Бернабеу» в Мадриде. Это родина прославленной футбольной команды «Реал Мадрид», но моей целью было не посещение игры. На самом деле я возглавлял встречу в офисах администрации, расположенных внутри стадиона.
Когда я приехал, Карлос Мартинес де Альборнос, директор «Реала» и один из ключевых членов административной команды, тепло приветствовал меня[2]. Он выглядел изысканно, облаченный в строгий костюм и такой же галстук, серебряные волосы были уложены на прямой пробор. Пожимая руку, он притянул меня ближе, как будто мы были старыми друзьями. Карлос пригласил пройти в свой офис, по ходу разговора произведя на меня впечатление вдумчивого, рассудительного человека с аналитическим складом ума, от него веяло латиноамериканской теплотой этнического испанца, отца четверых детей.
Я спросил Карлоса: «Вы выросли на игре «Реала»?»
Он усмехнулся и ответил: «До того как занять эту должность, даже, представьте, не любил футбол. По образованию я инженер и менеджер по управлению инженерными компаниями. Президенту клуба, а также жене и детям пришлось уговаривать меня взяться за эту работу».
Что?!
Едва ли не самый влиятельный руководитель, управляющий одним из крупнейших футбольных клубов мира даже не любил футбол и не желал этой работы! Когда я сел, то подумал: «Это обещает быть интересным».
Спустя несколько часов я и Карлос отправились в мой любимый ресторан в Мадриде «Эль Ландо» и продолжили беседу за традиционным испанским завтраком. Я был увлечен тем, что Карлос говорил об истории мадридского «Реала», правах собственности, финансовом обороте, инвестициях в объекты и людей, глобальной фанатской базе, стиле игры, а также о возможностях привлекать лучших игроков и создавать условия для их совместной игры. После того как Карлос прошел путь от простого инженера до директора, ответственного за финансовый успех в мадридском «Реале», я ожидал, что он будет рассуждать о доходных и балансовых ведомостях, анализе данных и показателях деятельности. Однако, что действительно меня впечатлило, Карлос много раз использовал такие слова, как сообщество, увлеченность, ценности, ожидания, прозрачность и культура.
Карлос объяснил, что раньше он работал с Флорентино Пересом на различных исполнительных должностях и в совете директоров в инженерных компаниях. Флорентино, испанский бизнесмен, инженер-строитель, бывший политик, исполнительный директор «Grupo ASC», крупнейшей инженерно-строительной компании в мире с годовым оборотом в 35 миллиардов евро (38,5 миллиарда долларов) и 210 000 работников. В июле 2000 года он также был избран президентом «Реал Мадрид».
Избрание Флорентино стало сюрпризом, так как под управлением действующего на тот момент президента были завоеваны титулы Лиги чемпионов УЕФА[3] в мае 1998-го и мае 2000 годов.
Однако на момент избрания Флорентино «Реал Мадрид» был на грани банкротства. В СМИ у Флоретино сложилась репутация человека, который принял обремененный долгами клуб и поднял его до нынешнего уровня самой дорогой спортивной команды в мире, а также ознаменовал собой период, в течение которого «Реал Мадрид» подписывал лучших из лучших игроков со всего земного шара. Этот период, когда Флорентино подписывал звездных игроков, получил в СМИ название «галактикос», которое одновременно стало и прозвищем команды[4].
После того, как члены правления избрали Флорентино на пост президента клуба в 2000 году, он попросил Карлоса занять должность исполнительного генерального директора и сконцентрироваться на текущих вопросах – в частности, администрировании, финансах и легитимности. Тот факт, что Карлос не был даже футбольным болельщиком, не говоря уже о поклонении «Реалу», сыграл основную роль в том, почему Флорентино хотел видеть его в своей команде. Флорентино искал того, кто не попадет под влияние предубеждений, не будет очарован игроками, не станет бояться их звездности. Он искал человека, которого он знает и которому сможет доверять, который мог бы применить свои знания там, где это было бы необходимо, чтобы успешно управлять мировой корпорацией.
У Карлоса есть сын, Лоренцо, который, как и я, работает в «Голдман Сакс». По стечению обстоятельств Лоренцо, не догадываясь, что однажды мы с его отцом встретимся, дал Карлосу копию моей книги «Что случилось с «Голдман Сакс»? Рассказ инсайдера о внутриорганизационном дрейфе и его непреднамеренных последствиях» (Брайтон: Harvard Business Review Press, 2013), которая была моей диссертацией для получения звания кандидата социологических наук в Колумбийском университете. Лейтмотивом книги была культура организации. Во время нашей встречи, когда Карлос сказал, что наслаждался, читая мою книгу, я подумал, что он говорит это просто из вежливости. Но Карлос прошел через кабинет и достал с полки мою книгу. Когда хозяин открыл ее, я увидел отмеченные страницы и подчеркнутые фразы. Я был ошеломлен. Карлос не просто прочел книгу, а проштудировал ее, и тогда мне стало ясно, каким дотошным и любопытным он был.
По мере того как я все ближе сходился с Карлосом, мои любопытство и увлеченность только крепли. Чем больше я узнавал, тем больше мне хотелось знать.
Во время очередной поездки в Мадрид и обеда в «Эль Ландо» я сказал Карлосу, что хотел бы провести тщательное исследование «Реала»[5], применяя аналитический и беспристрастный подход, похожий на тот, который я использовал при исследовании и анализе «Голдман Сакс». В отличие от любой другой книги, написанной о спортивной команде, я хочу разобраться и с тем, что происходит на поле, и с бизнес-подходами клуба и увидеть, связаны ли эти две составляющие, и если да, то как.