Тревоги, страдания и печали – постоянные спутники жизни. Во всем мире нет такого сердца, которое ни разу не страдало. Нет такого духа, который ни разу не тонул в темной пучине беды. Нет глаз, которые не пла кали горючими слезами в приступе невыразимой тоски.
Нет такого дома, куда не ступала бы нога самых страшных казней – болезни и смерти. Они разлучают любящие сердца и окутывают все вокруг скорбным покровом печали.
Все мы – каждый в определенной степени – застряли в крепких и на вид несокрушимых сетях зла, так что впереди у человечества только страдания, несчастья и беды.
В надежде спастись или хотя бы немного разбавить этот гнетущий мрак люди инстинктивно пускаются на всяческие хитрости и ищут разные лазейки, через которые надеются пролезть в страну вечного счастья.
Таковы пьяница и блудница, упивающиеся чувственными наслаждениями; таков утонченный эстет, который отгораживается от людских печалей, окружая себя томными предметами роскоши. Таков тот, кто жаждет богатства или славы и у кого все подчинено достижению этой цели; а также и те, кто ищет утешения в исполнении религиозных обрядов.
И даже кажется, будто все они обрели искомое счастье, и души их до поры до времени спят, убаюканные сладким чувством безопасности. Но в конце концов наступает день, когда они заболевают либо в их неокрепшие души вихрем врывается горе, несчастье, искушение, и тогда тонкая ткань воображаемого счастья рвется в клочья.
Итак, у каждого над головой висит дамоклов меч страданий, готовый в любой момент сорваться и поразить того, кто не защитил себя.
Ребенок плачет, потому что ему не терпится стать взрослым. А взрослые оплакивают потерянный рай детства. Бедняк ропщет, загнанный в кабалу бедности; а богач сплошь и рядом живет в страхе перед нищетой или готов перевернуть весь свет в поисках призрака, который он именует счастьем.
Порой человеку кажется, что он обрел настоящие мир и счастье, приняв ту или иную религию, начав исповедовать какую-нибудь философию либо открыв для себя интеллектуальный или художественный идеал. Но, как только на горизонте появляется сильное искушение, тотчас выясняется, что религия здесь бессильна или что ее одной недостаточно; теоретическая философия – тоже не опора; а идеал, лелеянный годами, тут же разбивается вдребезги.
Но коль так, неужели невозможно прожить жизнь без страданий и скорбей? Неужто нет средства, способного избавить нас от зла? Неужели вечное счастье, неизменное благополучие и процветание и нерушимый мир навсегда так и останутся глупой мечтой?
Нет, с радостью говорю я вам. Есть способ уничтожить зло, положить конец болезням, бедности и любым другим невзгодам. Есть способ обеспечить себе неизменное благополучие и процветание, совершенно не боясь того, что горести вернутся. Есть способ вкусить безмятежное спокойствие и счастье.
И первый шаг на пути к этой славной цели – правильное понимание природы зла.
Мало отрицать или игнорировать зло. Необходимо понимать, что оно собой представляет. Одной молитвой Богу зло не устранить. Необходимо выяснить, откуда оно взялось и какой урок в себе несет.
Бессмысленно рвать и метать и гневно потрясать сковывающими кандалами. Куда важнее понять, как и почему ты, читатель, оказался в этих кандалах. А посему придется тебе научиться разбираться в себе, контролировать себя и прислушиваться к себе.
В школе жизни нет места детскому упрямству. Пора нам научиться смиренно и кротко извлекать уроки, данные в назидание и во благо. Ибо зло не есть некая сила, неограниченно властвующая над вселенной. Это всего лишь эпизод в жизни, и как таковой он назидает тех, кто готов учиться.
Зло не есть что-то абстрактное вне нас самих. Это наше собственное переживание. Если постоянно себя контролировать и планомерно вычищать собственную душу, то мало-помалу можно докопаться до корней зла, а уж тогда непременно его искоренить.
Зло не вечно. Оно коренится в невежестве, в незнании истинной природы и иерархии вещей, и пока мы будем пребывать в подобном неведении, мы так и останемся его жертвами.
Нет такого зла во вселенной, которое не было бы результатом невежества. И нет такого зла, которое, если бы мы были готовы и хотели извлечь из него урок, не вывело бы нас на более высокую ступень мудрости. Но зло никуда не уходит, потому что люди не готовы и не хотят извлекать из него уроки.
Я знал ребенка, который каждый вечер, когда мама укладывала его спать, плакал, чтобы ему дали поиграть со свечкой. Однажды вечером, когда мать на мгновение замешкалась, ребенок схватил зажженную свечку. Что было дальше – понятно, и ребенок уже больше никогда не просил, чтобы ему дали такую игрушку.
Однажды сделав глупость, он извлек совершенно конкретный урок – нужно слушаться маму – и узнал, что огонь обжигает. Это маленькое происшествие – великолепная иллюстрация того, откуда берутся грех и зло, в чем их смысл и к чему они в конечном счете приводят.
Этот ребенок пострадал из-за незнания истинной природы огня. Подобным же образом и дети более старшего возраста страдают из-за незнания истинной природы вещей, о которых они плачут и за которыми гонятся. И когда они добьются желаемого, оно им точно так же навредит – с той лишь разницей, что в последнем случае невежество и зло имеют более глубокие корни и больше скрыты от глаз.
Испокон веков тьма символизирует зло, а свет – добро, и это символично. Ибо свет разливается по всей вселенной, а тьма всего лишь темное пятнышко или тень, отбрасываемая малым небесным телом, которое заслонило собой несколько лучиков негасимого света. Так что свет абсолютного добра – это благая и животворная сила, разлитая по всей вселенной, а зло – ничтожная тень, отбрасываемая нашим собственным эго. Она заслоняет и закрывает от нас сияющие лучи, которые пытаются прорваться к нам в душу.