Приветствую всех! Меня зовут Екатерина Баранецкая, мне 36 лет, я жена, мама, бухгалтер по образованию, эзотерик, тета-практик, медиум по призванию, но так было не всегда.
Эту книгу я хочу посвятить истории о том, как я «искала себя и докатилась до такой жизни», какие события происходили со мной, начиная с детства и до сегодняшнего дня, и для чего. Максимально честно, как есть.
Думаю, это будет полезно многим людям, кто хотя бы раз задавался вопросом: «А что же нужно все-таки сделать, чтобы честно быть счастливым?». Или тем, кто устал от показного счастья в соцсетях, кому надоело подстраиваться и угождать и кто совсем не понимает, а как можно жить иначе. Или тем, кто ищет себя, свое предназначение, свой смысл жизни, кому кажется, что он познал эту жизнь «от и до», но так и не чувствует себя счастливым, кто отчаялся, смирился, искренне верит, что все в жизни уже давно предрешено и ничего невозможно изменить.
Добро пожаловать всем, устраивайтесь поудобнее, читайте, анализируйте! А я начну с самого начала, с детства.
Хочу обратить ваше внимание на то, что я пишу это не с целью поныть или сказать, как «плохо» я жила и какие все вокруг меня «плохие». Я пишу это с целью показать, как складывались те или иные установки, как могут жизненные сценарии влиять на всю жизнь, как я ощущала всю свою жизнь и к чему это все привело. И это совершенно не значит, что именно так и было на самом деле, ведь это было лишь мое восприятие.
Для начала давайте опишу некоторые понятия, которые очень часто будут встречаться в этой книге.
Установки / жизненные сценарии / убеждения – это определенный сценарий поведения, который каждый человек принимает для себя в результате взаимодействия с семьей или обществом, прохождения тех или иных жизненных ситуаций. Говоря простыми словами, «как мне нужно вести себя, чтобы что-то в жизни получить или чего-то избежать».
Например, очень распространенная установка: «Для того чтобы родители меня любили, необходимо вести себя хорошо!».
Установки принимаются в раннем детстве, когда детский мозг ребенка искренне верит во все происходящее, по-своему реагирует и формирует свою модель поведения и взаимодействия с этим миром. Причем, хочу заметить, не обязательно у ребенка должно быть истинно «тяжелое детство», физическое насилие либо какие-то еще тяжелые эмоциональные ситуации, в данном случае не так страшна ситуация, как реакция психики на нее. Все дело в том, насколько искренне ребенок поверил в то, что ему «показалось», то есть его мозг убежден в том, что происходило именно так! А раз ребенок поверил, мозг начинает потом действовать согласно записанному алгоритму.
Например, маленький ребенок, с которым произошло что-то не очень значительное (упал, уронил что-то, разбил что-то и т. п.), пугается, начинает плакать, звать на помощь маму, а маме физически некогда к нему подойти, она среагировала на его просьбу не сию секунду, а спустя несколько минут, но за то время, пока она «не шла», ребенок успел поверить в то, что мама его не любит. И вроде бы ситуация не критичная, а вот решение уже принято, и механизм действия «запущен», и после этого человек начинает жить с полным ощущением того, что мама его действительно не любит, и соответственно он будет находить этому тысячу подтверждений, обращая внимания на какие-то непонимания в общении и усиливая их. А еще на фоне такого убеждения ребенок формирует отношение к самому себе: «если мама меня не любит, значит, я какой-то не такой, я плохой, я не достоин, чтобы меня любили и т. п.». И вот так запускается жизненный сценарий – «меня никто не любит» (поскольку для маленького ребенка мама – это целый мир, то происходит перенос с отношений с мамой на мир, «не любит мама» = «не любит весь мир / вся жизнь»), «я не достоин любви», и согласно этому сценарию в жизни начинают происходить такие события, которые будут подтверждать человеку, что его действительно никто не любит и сам он какой-то не такой. И вся эта ситуация будет сопровождаться букетом тяжелых чувств, потому что никакому человеку неприятно понимать, что его не любят, к нему относятся не так, как ему хотелось бы, и почему-то поменять это никак не удается, даже если он прилагает все возможные усилия.
Давайте начну с себя: что происходило в моей жизни, как зарождались мои установки, по каким сценариям я жила и к чему все это приводило.
Как в условиях задачи, начну с того, что было мне «дано», сделаю это максимально подробно, позже вы поймете для чего.
Моя мама – умница, красавица, «хорошая девочка» во всем, комсомолка, отличница, родилась и выросла в небольшом поселке, ее родители оба дети войны, выросли без отцов, и у каждого была своя история. Мама была в семье четвертым ребенком, перед ней родилось трое братьев, двое из которых умерли в возрасте до семи лет. Если бы старшие братья не умерли, то моей мамы не было бы, она это всегда знала, потому что слышала от бабушки. Это было одним из бессознательных поводов всю жизнь быть «хорошей дочерью», не расстраивать маму, хоть как-то оправдать свое право на жизнь. Мама выросла в простой советской семье, ее отец работал экскаваторщиком, а мать – уборщицей. Бабушка была достаточно требовательна, трудолюбива, чего и хотела от моей мамы, дед – очень молчалив, замкнут, но очень любил маму и умел это выражать. Мама чувствовала себя достаточно комфортно в семье родителей, бабушка ею командовала и направляла, дед любил, поддерживал и сопереживал.
Бабушка по маме была старшей в семье из пяти детей, ей было 13 лет, когда началась война и отца забрали на фронт, оттуда он уже не вернулся, и вся забота о младших детях легла на ее плечи, потому что мать работала в колхозе с утра до позднего вечера. Выживали тяжело, голодали, питались чем придется, и поэтому не все дети пережили войну, двое младших умерло, и это оставило глубокий след в душе бабушки и незримое чувство вины за то, что не сберегла. У бабушки было только начальное образование, она окончила четыре класса, а после войны уже было не до учебы, рано начала работать, и вся работа была физическая, тяжелая. И так было всю жизнь, сначала в колхозе, потом на лесозаготовке, а в более старшем возрасте пошла работать уборщицей – сначала в школу, а потом в продуктовый магазин. Она была очень ответственной, порядочной, трудолюбивой. В доме у нее всегда был порядок, вязаные половики, скатерти, большие, вышитые крестиком картины и вкусные пироги.