Это повесть о том, как складывались взаимоотношения человека с Заветом Спасителя, древнего Царя, сделавшего первую заметную попытку построить на Земле справедливое, благородное общество.
Завет был передан людям в далеком прошлом. Говорить же о прошлом тяжело, ведь общепринятый его образ полон противоречий и нестыковок. Ради выгод и приобретений в борьбе за власть и могущество люди изменили образ прошлого до неузнаваемости, и до правды стало не добраться. Все же, движимые стремлением к изтине, поколения и поколения изследователей пытались прорываться сквозь паутину изкажений и лжи. Эти усилия воплотились в появлении ряда образов, дополняющих общепринятый образ прошлого.
В этой повести изпользованы достижения одного из объединений таких изследователей в деле разстановки событий прошлого по своим местам. Появившийся благодаря их усилиям образ настоящего прошлого выделяется своей внутренней непротиворечивостью, стройностью, согласованностью. Этот образ способен давать простые и понятные ответы на многочисленные вопросы, возникающие к общепринятому образу прошлого.
В своем стремлении скрыть настоящее прошлое властимущие не только подделывали летописи и сбивали росписи в Храмах, но и коверкали смысл слов и понятий. Русский язык, как и образ прошлого, изменился до неузнаваемости, и для большинства современных людей читать теперь на старом Русском уже было бы очень сложно, если вообще возможно. Язык повести несколько отличается от общепринятого и сначала может показаться непривычным, но при желании читатель легко разберется в причинах отступления от современных правил, например, чередования гласных букв в корнях слов, согласных – в приставках, разстановки заглавных букв. Эти отступления обусловлены лишь стремлением сделать язык повести ближе к настоящему Русскому языку, одной из главных особенностей которого всегда было отражение не только поверхностного, но и глубинного смысла выражаемых его словами понятий.
Около тысячи лет назад настало время, когда жители Северной Африки стали быстрее других осваивать письменность, счет, изчисление времени, науку о звездах и Земле. Тому были особые причины. Местность захватила жаркая пустыня. Растения и животные обитали лишь на узкой полосе вокруг единственной реки. Разливы этой единственной крупной реки давали зажатой пустынями ее долине плодородный ил, но, по большей части, убивали на ней все живое. Лишь немногие сухопутные растения и животные могли выжить в таких тяжелых условиях. Людям здесь добывать пропитание привычной охотой и собирательством было невозможно. Они были вынуждены понять, что даваемая рекой плодородная почва – единственный путь прокормиться на этой земле. Пришлось заняться земледелием.
А земледелец должен был быть чутким и внимательным к природе. Например, надо было искать возможности предсказания изменений поведения реки. Была подмечена связь между разливами реки и разположением звезд на небе, установлено, что и то, и другое повторяется раз за разом через одинаковое время. Ход времени стали разбивать на части (части хода, года) – годы, начало которых совпадало с началом посевной после спадания уровня воды в реке в начале осени. Позже люди много раз меняли начало года, привязывали его к разным явлениям и событиям. Старое же, первоначальное начало года сохранилось кое-где в Церкви1 и в учебных заведениях.
Осваивая земледелие и звездочтение, наблюдая за небесными телами и записывая свои наблюдения, люди совершали ощутимый рывок в познании материального мира. Защищая необходимые для земледелия запасы и пашни, люди объединялись, создавали вооруженные отряды, укрепляли власть над своими объединениями. Воплощая в жизнь стремления к единству и познанию, люди неизбежно приближались к появлению нового представления о мире как о едином живом целом. Со временем такое представление о мире стали называть верой. Вера поддерживала стремление людей к единению с окружающим миром, друг с другом, в том числе. Именно вера позволила тогда людям обуздать междоусобную борьбу, создать первое государство и объединить в нем сначала жителей пустыни, а потом – и побережий Белого (позже, Средиземного) и Чермного (Красного, позже, Черного) морей. Земли вокруг этих морей, ставшие серединными землями первого крупного, созданного человеком государства, мы будем называть Средиземноморьем. Столица этого государства разместилась на Южном берегу пролива между Белым и Чермным морями. Город назывался Илион (позже, Троя, Иерос, Царьград) – великий, главный город, город – лев.
Становилось ясно, что новые знания, новая вера скоро станут людям опорой в больших свершениях. Передовое человечество быстро переростало свою Средиземноморскую колыбель, бурно развивалось и пребывало на пороге освоения новых земель.
В это время в Илионе появился выдающийся правитель. Он словом и делом доводил до людей знания о том, как строить и сохранять крепкие и справедливые объединения. Как показало время, Его учение легло в основу великого объединения племен и народов, многочисленных открытий и достижений будущего. Благодарное человечество этого не забыло. Под различными прозвищами и именами на разных языках в разных странах упоминался этот правитель в безчисленных сказаниях и летописях. Где-то он представал правителем, где-то Богом, где-то мудрецом. Называли его и Посланцем, и Посвященным, и Учителем, и Святым, и Солнцем, и Словом, и много как еще. Многие называли Его Спасителем, ведь Его вероучение действительно показывало людям путь спасения от разрушительного влияния гордыни и телесных страстей – путь к счастью. Мы также будем называть Его Спасителем.
Новое вероучение вдохновляло и объединяло многих людей, но не всех. В высших слоях общества требования нового правителя отказаться от взяток, поборов, притеснений простых людей во имя призрачной справедливости и всеобщего процветания были возприняты враждебно. Спасителю пришлось вести борьбу против крепко державшихся за свою власть влиятельных и могущественных людей. Эту борьбу, успев, правда, многое сделать для простого народа и установления справедливых отношений в обществе, Спаситель проиграл. В конце концов, Его свергли, подвергли пристрастному суду и жестоко убили. Однако в глазах людей верующих он возкрес и остался победителем в этой борьбе.
Вряд ли что-либо может сравниться с Его примером по силе, размаху влияния на человечество. После смерти Спасителя Его ученики создали Церковь. Церковь же, как могла, хранила Его учение – Его Завет. О судьбе Спасителя и Завета и пойдет дальше речь.