* * *
Вдумчивый, аргументированный рассказ о том, что способность находить свой путь является неотъемлемой частью человеческой природы.
Sunday Times
Бонд предлагает нам отправиться в удивительное путешествие по истории эволюции, культурной антропологии и когнитивной нейробиологии, чтобы выяснить, почему способность ориентироваться так важна для человеческого существования.
Марк Шумельда, Quarterly Review of Biology
Любопытный взгляд на то, как мы ориентируемся – от первых представителей рода человеческого до современных путешественников, зомбированных чрезмерным использованием GPS. Бонд собрал в одном месте множество важных исследований и захватывающих историй о реальных ситуациях, в которых от выбора пути зависела жизнь.
Джон Хут, автор книги «Утраченное искусство поиска пути»
Если вам интересно узнать, что́ крысы могут улучшить в городском планировании, почему выход в другую комнату иногда помогает найти потерянные ключи от машины или как разные клетки нашего мозга взаимодействуют, обеспечивая нам чувство направления, в этой книге есть ответы на все вопросы.
The Scotsman
Подробный рассказ о нейрофизиологии навигации. В конечном счете мы – «пространственные существа», и автор умело и временами трогательно доказывает правдивость этого утверждения.
Sunday Times
Увлекательное исследование, как формировался человеческий мозг, чтобы не дать нам заблудиться… Превосходно написано, богатый материал.
Изабелла Три, автор бестселлера «Одичание: Возвращение природы на британскую ферму»
Важное напоминание о том, что навигация остается одним из самых недооцененных искусств.
Тристан Гули, автор книги «Компас внутри»
Толковое объяснение, почему люди теряются не столь часто, как мозг составляет когнитивные карты и как понимание окружающего мира влияет на нашу психологию и поведение… Читатели, любящие приключения, будут щедро вознаграждены.
Publishers Weekly
Бонд наглядно показывает, как мозг обеспечивает инструменты, с помощью которых наш вид выработал навыки ориентирования… Отложив в сторону устройства GPS, перепроектировав районы городов и игровые площадки, а иногда просто позволив себе заблудиться, мы действительно можем возродить способность находить свой путь, принося пользу нашему внутреннему миру…
Science
Наша давняя способность добираться из точки А в точку Б – не просто вопрос географии… Автора этой книги интересует не только то, как мы находим свой путь, но и то, как мы теряемся и как это влияет на нас.
New Statesman
Если вы когда-нибудь задумывались о том, что чувствует заблудившийся человек, мой вам совет – лучше не проверяйте. Это пугающий и зачастую травмирующий опыт. Люди, которые действительно заблудились, обычно не в состоянии принимать решения, которые сохранят им жизнь, и могут даже подумать, что скоро умрут. Они теряют не только ориентацию, но и разум.
Тот факт, что мы теряемся не так уж часто, можно считать чем-то вроде чуда. Окружающий мир бесконечно сложен, и все же большинство из нас могут ориентироваться в нем. Мы способны идти по незнакомым улицам, придерживаясь определенного направления, сокращать путь, прокладывая новые маршруты, и по прошествии многих лет помнить места, где были всего один раз. Это поразительные достижения.
Одна из задач этой книги состоит в том, чтобы объяснить, как мы это делаем: как наш мозг составляет когнитивные карты, которые помогают ориентироваться даже в незнакомых местах. Но что еще важнее, книга рассказывает о наших взаимоотношениях с миром, о том, как понимание окружающего мира влияет на психологию и поведение. Наше представление об окружающем пространстве было очень важным фактором эволюции. Как мы увидим в первой главе, в доисторические времена способность прокладывать путь на большие расстояния дала Homo sapiens преимущество над остальными представителями рода человеческого, позволив освоить самые удаленные регионы планеты. Эта способность не только сделала нас навигаторами, но и сформировала ряд жизненно важных когнитивных функций, в том числе абстрактное мышление, воображение, некоторые свойства памяти и даже речь. Мы не только ориентируемся в пространстве, но и обладаем пространственным мышлением.
При посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), депрессии, психозе и схожих состояниях люди обычно жалуются на то, что их разум «блуждает». И это не просто метафора: психические расстройства влияют на те части мозга, в которых формируются когнитивные карты. Некоторые психологи убеждены, что упражнения по навигации в пространстве способны ослабить симптомы таких пациентов, стимулируя рост нейронов в пораженных областях. Ориентирование в пространстве, восприятие пространственных отношений между объектами не только помогают нам найти свой путь и формируют связи с окружающим миром, но и могут способствовать психическому здоровью.
Эти аспекты особенно важны в современном мире, когда большинство людей не используют навыки ориентирования в пространстве, как это было прежде. Устройства GPS позволяют нам перемещаться с места на место, не обращая внимания, куда мы направляемся, и не используя когнитивные способности, помогавшие нам на протяжении многих тысячелетий. Эта книга – не протест против смартфонов, но в ней содержится множество советов о том, как пользоваться системой спутниковой навигации, не причиняя вреда своим когнитивным способностям.
Книга начинается с описания истории навигации и систем, которые помогали нашим предкам взаимодействовать с окружающим миром. В главе 2 рассказано о том, как формируются у нас эти навыки. Дети от природы склонны исследовать, но в наши дни им этого часто не позволяют, и освоенные ими участки окружающего мира, как правило, гораздо меньше, чем у их бабушек и дедушек. Глава 3, посвященная устройству и работе пространственной системы мозга и специализированных клеток, формирующих наши когнитивные карты, может служить доступным введением в передовые области нейронауки, изучающие наши взаимоотношения с пространством. В главе 4 говорится о том, как тесно взаимосвязаны в нашем мозге пространственное восприятие и память, а также о многих когнитивных функциях, основанных на этой связи.
В следующих двух главах рассматриваются разные стратегии, которые люди используют для навигации, а также причины, почему одни ориентируются в пространстве лучше, а другие – хуже. В главе 7 мы расскажем о самых искусных навигаторах в истории и попробуем понять, откуда у них такие выдающиеся способности. Затем мы вернемся к вопросу, почему люди могут заблудиться и что с ними в этот момент происходит, – глава 8 включает как психологический тест, так и рассказ о недавней трагедии.