«Кто-то торопится домой к мужу и детям – интересно, каково это любящий муж после 10, 15 или 20 лет брака? А если уже давно не любящий? Ну, ужин, ну, последние новости, дети, телевизор, постель и «супружеский долг»? Или просто поцелуй на ночь? Да нет, пусть все влюблены и торопятся обнять друг друга в счастливом браке! А те, кто ещё или уже вне брака принимают душ, надевают свежее бельё, поглядывают на часы: «Вчера свидание было обещающим, может, сегодня?..» Есть просто «обходящие заведения» – может, чего обломится? Ещё школьницы с их созреванием и подростковой психологией. Ладно, есть же пары, которые выбираются поужинать вдвоём – хорошая музыка, дети с няней, посуду не надо мыть… Но есть ещё и такие, которые идут в библиотеку (после того, как выпьют кофе). И не все же дурнушки, вот я, например, вполне ничего себе, и пристают… всякие кретины».
Так думала рыжеволосая невысокая девушка, направляясь в кофейню, где подавали хорошие эспрессо, капучино и вкусные пирожные, а самое главное, там были синие столы и чёрные стулья на светлом полу цвета какао, а над каждым столом висел белый бумажный шар-светильник с птицами тоже цвета какао. Но перед самым входом путь ей преградил дорогой синий пиджак. Она попробовала обойти его, однако ничего не вышло. Тогда девушка подняла глаза – на неё сверху вниз смотрел широкоплечий светловолосый красавец. В лице красавца не было самодовольной наглости – он смотрел серьёзно, внимательно и казался озабоченным. А глаза его имели удивительный разрез… Пока девушка осознавала всё это, красавец заговорил бархатным голосом:
– Вы позволите угостить вас кофе?
Девушка всмотрелась в голубые глаза и встряхнула копной волос:
– Позволю! И пирожным тоже!
Губы красавца тронула улыбка, он еле заметно, облегчённо вздохнул и посторонился. Столик у окна был свободен. Когда подошёл официант, красавец посмотрел на девушку:
– Капучино? – девушка кивнула и подумала: «Откуда он знает о капучино?» Потом разобрались с пирожными, и официант удалился. Девушка удобно устроилась, повернувшись к широкому окну, за которым над зелёным сквером нависали высокие деревья. Она чувствовала на себе взгляд молодого человека: «Нос у меня широковат, скулы выдаются, но в профиль я выгляжу лучше, пусть смотрит», а вслух спросила:
– Вы знаете, что это за деревья там? – красавец посмотрел в окно:
– Это вязы.
– Вы действительно знаете или стреляете наугад?
– Это вязы, там справа каштаны, а то лохматое – клён.
– Ладно, всегда хочется знать названия деревьев, цветов – интересно почему? – и девушка посмотрела на красавца. Тот задумался, глядя в окно, и в профиль был так же хорош. «Боже! На него же нельзя насмотреться! И как парню с такими данными удаётся выглядеть не потасканным?» По некоторому раздумью парень ответил:
– Без названий они не вполне существуют для нас – границы размыты, сливаются в общую массу. А хочется личных отношений, дружбы, если хотите. И потом звучание: «секвойя» и «заячья капуста» – а? Кстати, об именах, можно ли узнать, как вас зовут?
– Нельзя! Придумайте сами для меня имя, а я придумаю для вас, например Марк – а то вдруг вас Вова зовут?
Красавец вдруг запрокинул голову и рассмеялся:
– Но почему?! О деревьях вы хотите знать, а о людях нет?
– За каждым человеческим именем стоит какая-нибудь история, – девушка смешно изменила голос: – «Меня назвали в честь дедушки, он был замечательный человек, имел золотой орден «За заслуги» и 80 любовниц!» – ну и скажите, что мне с того? А деревья скромно живут этим моментом, – тут девушка запнулась и через мгновение продолжила:
– И, наверное, счастливы… А что вы знаете о вязах?
– Вы видели когда-нибудь Старый лондонский мост?
– Совсем старый? Нет, а что? – и девушка заговорщицки наклонилась к красавцу.
– Так давайте посмотрим, – Марк достал смартфон и через несколько секунд объявил:
– Вот глядите! – и подставил девушке экран. Та сначала посмотрела на торжественную физиономию молодого человека, а затем заглянула в смартфон и ахнула:
– И такое чудо существует на Земле?! Это же целый город! И какие неуёмные люди это соорудили! А при чём тут вязы? Там же нет ни одного дерева.
– А вот и есть, и много! Весь этот каменный гигант стоит на сваях из вяза! Моста теперь уже нет, но он служил 600 лет!
– Что вы говорите? Многоэтажные дома на стволах! Поразительно! Снимаю шляпу перед этими замечательными деревьями! Но меня ещё поражает энергия жизни этих людей. Они хотели пить, есть, любить, иметь крышу над головой и поэтому всё это нагромоздили? Архитекторы, инженеры, банкиры и просто каменотёсы – все они были серьёзные люди. Их усилиями вставали мосты, дома, фабрики, мануфактуры. Они выделывали замечательное сукно, лили пушки и колокола и всё это потому, что одним надо было кормить семью, а в ярмарочный день купить жене новую юбку. А другие старались, чтобы вкусно есть, хорошо одеваться и в красивых экипажах выезжать с прекрасными женщинами, которые пели, играли и вообще имели утончённый вкус – чёрт бы его побрал! Но их, в дорогих платьях, приятно и престижно было показать гостям, и под вязами в загородном доме пить чай, привезённый моряками – крепкими парнями – из самой Индии!
– Я с вами не согласен. Да, многие работали ради куска хлеба, но были же и творцы. Создать что-то на пустом месте, ту же фабрику – это ли не великое дело! – Марк вдохновился. – Послушайте, если вдуматься, человек сам ничего не может создать! Он только силой своего разума предвидит, в каком месте и в какой момент нужно приложить силу своих рук, чтобы направить природные процессы в выгодном для себя направлении! Начиная от вбивания первого колышка, цепочка усилий колоссально усложняется, а на выходе прекрасный лайнер! Представить, предвидеть, рассчитать и воплотить – это ли не торжество разума!
– Вы путаете понятия, – грустно глядя на молодого человека, тихо проговорила девушка.
– Какие?
– Разума и ума.
– А разве это не одно и то же?
– Ум может додуматься до «Циклона-Б», но разум не будет душить им себе подобных. – Дальше девушка продолжала говорить, глядя в окно:
– Я вас понимаю, человеческий ум обладает огромной силой обольщения – великая гордость, как вы говорите: «Предвидеть, рассчитать, воплотить!» например, атомную бомбу. Мало этого, ещё и посмотреть, как работает – взорвать над головами беззащитных людей – иначе было бы как-то незаконченно: торжество так торжество! «Хорошая физика», как кто-то из них сказал. – Помолчав, девушка вдруг резко сменила тему:
– Скажите, Марк, а у вас бывает так, что вы вдруг чувствуете, что это уже с вами было?
– Нет, со мной такого не случалось, кажется, дежа-вю?
– А со мной случается, и тогда наступает растерянность: что же я делаю со своей жизнью? Я думаю о тех людях в тех домах на мосту – сколько там свершилось судеб за 600 лет! И мне кажется это одно огромное ДЕЖА-ВЮ – люди никуда не продвинулись и топчутся на месте.