Благодарности:
Равшан Тохтаев архитектор-реставратор
Wladimir Garber – верстка, издатель
© Нина Борисовна Немцева, 2022
ISBN 978-5-0056-3374-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Н. Б. Немцева
Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов XI – XII вв.
(Археологические исследования)
Монография посвящена итогам многолетних археологических исследований (1973—2001 гг.) выдающегося памятника архитектуры Средней Азии XI – XII вв. Рабат-и Малик (перс. «Царская крепость»), от которого в степи на главной трассе между Самаркандом и Бухарой сохранился лишь входной портал. Еще в середине ХХ в. слева от портала можно было видеть стену главного фасада с массивными полуколоннами – гофрами и угловую смотровую башню. Напротив портала до сих пор существует купольное подземное водохранилище – сардоба того же времени.
В результате первых в истории Рабат-и Малика археологических исследований удалось получить представление о внешнем и внутреннем облике исчезнувшего архитектурного шедевра Средней Азии тысячелетней давности – степной резиденции Караханидов XI – XII вв.
В процессе раскопок был выявлен уникальный дворовый план «Царской крепости», с четким делением на две функционально и планировочно разные половины – дворцовую и хозяйственную, а также собран огромный вещественный материал – артефакты по разному виду ремесел и предметов искусства. Впервые прослежена динамика развития бытовой керамики Бухарского оазиса на длительном промежутке времени (с XI до XVIII вв.).
«Царская крепость» была возведена в степи во второй половине XI в. караханидом Шамс-аль Мульком Насром («Султан мира» по надписи на портале), являлась роскошным по декоративному убранству загородным дворцом – резиденцией тюркских правителей из династии Караханидов, владевших землями Мавераннахра в XI—XII вв.
Степная крепость-дворец была окружена двумя мощными сырцовыми стенами, в северной половине заключала царский дворец в окружении фруктового сада и дворцовой кухни. У входа во дворец находилась небольшая мечеть. В южной половине крепости было 2 обширных хозяйственных двора с конюшнями и баней. От главного входного портала к дворцу вела широкая аллея.
«Царская крепость» снабжалась водой из двух купольных сардоба. Одна существует перед южным фасадом Рабат-и Малика, вторая находилась у северо-западной части «дворцового комплекса». В начале ХХ в. еще можно было видеть котлован этой сардобы.
«Царская крепость» функционировала около 7 столетий, с XI в. до начала XVIII в., она была частично реконструирована в XII, XIV—XVI вв.
С крушением династии Караханидов после завоевания Мавераннахра Хорезмшахами в начале ХШ в., а затем монгольским нашествием в 20-е годы XIII в., Рабат-и Малик утратил роль династийной резиденции, но оставался благоустроенной, роскошной по декору, престижной крепостью в степи, где отдыхали последующие правители Средней Азии.
Как сообщают письменные источники, в XIV в. в Рабат-и Малике останавливался Амир Темур, а в середине XVI в. – правитель Бухары Абдуллахан из династии Шейбанидов (Хафиз Таниш ибн Мир Мухаммед Бухарий, Абдулланома, 11 жилд, Ташкент, 1969). В XIX в. «Царская крепость» была в руинах, но водохранилище-сардоба перед южным фасадом служила местом пристанища путников и деловых людей, как сообщает местная пресса.
В результате проведенных археологических исследований впервые были получены реальные данные, свидетельствующие о высоком уровне строительного и декоративного искусства загородных дворцовых комплексов XI—XII вв. в западном Мавераннахре.
Работа будет интересна историкам, археологам, этнологам, искусствоведам и широкому кругу читателей. Материалы исследований Рабат-и Малика могут быть востребованы в международном туризме.
Заключение о монографии Н. Б. Немцевой «Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов ХI-ХII вв. (археологические исследования)»
Автор книги – Н. Б. Немцева – известный археолог, вся научная жизнь которой связана с археологическими исследованиями архитектурных памятников Средней Азии. Она выполнила самые полные и подробнейшие археологические и архитектурные исследования таких значимых и исторически сложных комплексов, как Шах-и Зинда (Самарканд), Фатхабад (Бухара) и исследуемый в данной книге комплекс Рабат-и Малик. Н. Б. Немцева является, пожалуй, едва ли не последним представителем данного научного направления.
Несмотря на ранее ошибочно укоренившемуся в научной литературе представлению, что Рабат-и Малик является караван-сараем, Н. Б. Немцевой удалось доказательно установить подлинную первоначальную функцию комплекса Рабат-и Малик, как «Царскую крепость» – загородную резиденцию Караханидов XI—XII вв.
В монографии, четко определены периоды перестроек и изменений планировочного, архитектурного и декоративного облика внутреннего пространства крепости в зависимости от потребностей каждого период в истории этого выдающегося памятника архитектуры.
Монография Н. Б. Немцевой «Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов XI—XII вв. (археологические исследования)» является ярким примером для современных и будущих исследователей того, как необходимо изучать архитектурные памятники и как интерпретировать полученные при раскопках археологические данные.
Публикация этой монографии в настоящее время весьма актуальна и своевременна, ибо это одно из лучших и редких сейчас исследований об архитектурных памятниках, несомненно, вносит большой вклад в историю архитектуры не только Узбекистана, но и Средней Азии в целом.
Ртвеладзе Эдвард Васильевич
Академик Академии наук Республики Узбекистан,
доктор исторических наук, профессор
Рецензия на монографию Н. Б. Немцевой «Рабат-и Малик – степная резиденция Караханидов, ХI-ХII вв. (археологические исследования)»
Несомненно, генезис этой категории дворцов уходит в доисламские времена. Из китайских источников мы знаем, что в Иране эпохи Сасанидов сохранялась традиция возводить несколько царских резиденций. Об этом прямо сказано в одной из хроник ранней Танской династии (VII в.): «Владетель, кроме главного дворца, имеет еще около десятка небольших дворцов в других местах, подобно загородным дворцам в Срединном государстве. Ежегодно в четвертой луне он предпринимает путешествие по внешним дворцам, а в конце десятой луны возвращается» (Бэйши, гл. 97, стр. 167—168. Цит. по: Бичурин 1998: 270).
Казалось бы, дворец и караван-сарай, если рассматривать их в историко-теоретическом плане, это два разных архитектурных типа, мало похожих по объемно-планировочной структуре и уровню декоративно-художественной отделки. Более того, это объекты разных онтологических категорий, обладавшие изначально противоположным общественным статусом.