Глава 1. Сказка: худоба и молодость до 100 лет
Жила-была девочка, жила в городке не большом и не маленьком, училась в школе и мечтала стать счастливой. В тринадцать лет немного прибавила в весе, потом похудела, считая калории, затем снова прибавила. А когда уехала от родителей, стала учиться, работать, заниматься взрослыми делами и ела, как и все, то есть как придется, из-за чего снова похудела. Потом, когда все стало размеренным и спокойным, вес стал прибывать и начала она снова худеть, вспоминая то, как у нее уже получилось это однажды. А худеть оно зачем – это в нашей современности как иголка в яйце, где жизненная сила находится. В ней – все счастье и все беды, кажется. Только чтобы сохранить ее и поддерживать, иногда вся жизнь уходит. Так примерно и получилось.
Жила-была девочка, которая была идеально худой и подтянутой, и все у нее из-за этого получалось. Нос у нее был правильной формы и размера, грудь – на месте, растяжек не было, целлюлита тоже. Считала она это своими сильными сторонами и изо всех сил старалась и поддерживала, что никогда не состаривалась и все ей завидовали. Была она такой идеальной, что вся жизнь у нее сложилась просто лучше всех. Всем она нравилась и все ее без меры принимали и восхваляли. Никто от нее никогда не уходил, и никто не отвергал. Для этого ей пришлось лишь быть худой, контролировать свой аппетит и процент жира. На похоронах все с гордостью вспоминали, какая она была сильная волей и никогда не позволяла себе лишний кусочек сахара. Восхищались ее худобой да идеальностью, растянувшимися на всю жизнь.
Жила-была девочка, которой пришлось в детстве столкнуться со строгими родителями, которые хотели, чтобы она делала только то, что они считают правильным: есть все с тарелки, посуду мыть вовремя, быть хорошей хозяйкой, молчать скромно, не кричать громко, не мешать родителям, быть хорошей и послушной. И можно только догадываться, что с ней сталось.
Жила-была девочка, которая в детстве часто сидела на диетах. То по медицинским показаниям врачей, то по соображениям родителей, которые считали, что она располнела. Из-за этого она то худела, то полнела… И так всю жизнь и качалась на этих диетических качелях.
Жила-была девочка. Прожила она свою жизнь, и вот пришел день, когда все ее близкие встретились, чтобы проститься с ней. Родные, близкие и знакомые прощались с ней и, вместе с упоением, вспоминали, что самое лучшее было в ней и в ее жизни – это то, что она была худая и невероятно упорно и успешно контролировала свой аппетит. Она была такой целеустремленной и всю свою целеустремленность направила на поддержание худобы. Я буду ее помнить всегда…
* * *
Особое отношение к людям, с которыми она себя ассоциирует, девочка начинает чувствовать еще в детстве. Постепенно это приводит к тому, что она сама от себя начинает требовать соответствия идеальной тощей хрупкости. Все это глобально ведет к тому, что поглощающее число женщин сидят на диетах, морят себя голодом, контролируют ежедневно свой вес, а значительная часть из них становятся жертвами расстройств пищевого поведения.
Мы можем всю свою жизнь потратить на контроль аппетита, поддержание веса на нижней границе своей нормы, на потребление идей и товаров, которые нам продают большие корпорации, чтобы сделать нас якобы еще более счастливыми, еще более молодыми, худыми и «здоровыми», потратить время на многозадачность, токсичную неутомимость, «хорошесть» для всех вокруг и на соответствие застрявших внутри «должна» и «надо».
И так и не узнать себя. Ведь когда постоянно надо что-то делать, чтобы оставаться худой, молодой до 100 лет, можно не перейти к главному – самой себе жизни, на нее либо не останется времени, либо сил, либо фантазии.
Если ты уже успела потеряться, давай возвращать тебя в жизнь?:)
Глава 2. Чем живет современная женщина? Сказка о потерянном времени
Женщины, девушки, девочки самоотверженно увлечены диетами и постоянными мыслями о том, как похудеть. Если не постоянно, то периодически.
Мы либо ограничиваем себя в еде после 16–19 часов, либо убираем из рациона сладости и сахар в любом виде, либо находим новый план по детоксу и с помощью него мечтаем скинуть прилипшие 10 кг, либо худеем на марафоне или с тренером в спортзале, добавляя в своих тренировках все больше минут на кардио.
Все женщины думают о своем весе. Переживают за свой вес. Начинают ограничивать свою еду по схеме, которая раньше уже однажды сработала (у каждой своя). Чаще даже не замечая, что эффект сохраняется непродолжительное время.
Женщины, которых ничего не объединяет, почти всегда найдут что-то общее в темах, как они худели или как зря они раньше расстраивались из-за своего веса – и худели, ведь вес их был прекрасным, только они того не замечали. И всегда им казалось, как и сейчас, впрочем, что вот если немного бы меньше, тоньше, легче, то было бы совсем хорошо. Или же как их мужчины упрекали за то, что они не так выглядели: вот тут (показывает на руки и ноги) больше жира, чем надо, здесь меньше объем (смотрит на грудь и попу), чем хотелось бы, цифра на весах не та, и надо бы стать меньше и женственней. Мы не рождаемся с этими знаниями и потребностями, но обзаводимся ими, взрослея и социализируясь. Начинаем сильно в это верить, жить согласно этому фильтру, вынашивать в своей голове мысли на эту тему.
ТЕРМИН:
Социальные половые стереотипы – это упрощенные идеи или представления о том, какие должны быть мужчины и женщины в обществе. Эти стереотипы могут касаться поведения, интересов, ролей и качеств, которые общество считает типичными для каждого пола.
Вопросы красоты и стройности пронизывают всю жизнь женщины, и она начинает воплощать эти идеалы не просто так. Если бы ее не оценивали, прилюдно бы не травили звезд и моделей за их неподобающий вид, если бы не социальные порицания и цифра на ярлыке одежды, которая тоже морально давит, если бы не социальные половые стереотипы, если бы женщина просто жила на острове, где можно быть собой, можно просто чувствовать свои желания потребности и быть в моменте, не оценивать себя со стороны, то ей было бы совсем не важно, что где-то есть идеалы с талией в 60 см. И переедать она бы вряд ли стала, если еда всегда была бы в доступе. Но такого у нас нет, мы все живем в этой матрице. Давление идет с двух сторон: извне и изнутри.
Извне: СМИ и медиа транслируют определённые идеалы и социально стереотипные ракурсы, в свете которых большинству не приходится задумываться «а как думаю я?» Проще присоединиться и просто поддерживать игру. Муж, отец, мать говорят, что надо худеть, а подруги либо худые, либо хотят похудеть. Подается это настолько по-разному, что увернуться вряд ли получится: по умолчанию в мультиках все положительные персонажи стройные с идеализированными телами, в фильмах какой бы образ жизни человек не вел, у него будет очень подтянутое тело или даже спортивное и подкачанное. Если мы говорим про женщин, то маленькая девочка видит, на что взрослые обращают внимание в женщинах, что ценится, что привлекает внимание и постепенно, со временем, понимает, благодаря контексту, какой он – социальный лифт для женщины, и все это многосложно переплетается в посланиях людей вокруг. Женщина привыкает к мысли о том, что правильно и желательно.