Режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.
А. С. Макаренко
Некоторые люди вполне обоснованно (иногда даже излишне агрессивно) настаивают на том, что не могут соблюдать определенный режим дня. При этом они ссылаются на что угодно: темп и ритм жизни, чрезмерную загруженность на работе, собственную индивидуальность и неповторимость. Все верно, если бы не небольшое «но».
В изменчивом современном мире единственное, чем можно управлять, – собственные привычки и режим.
Если ты имеешь привычку к определенным ритуалам – завтракая, обедая или занимаясь спортом по собственному графику, если ты стараешься спать нужное для тебя количество часов, делать перерыв в напряженной работе, значит, режим у тебя все-таки есть! Режим – то, что позволяет человеку чувствовать себя уверенно и стабильно, что дает отчет времени жизни, что позволяет спланировать это время, защитить себя от нестабильности и неопределенности мира. Научившись целенаправленно управлять своим временем, можно управлять своей жизнью.
Человек может быть более здоровым, если не забывает принимать пищу в определенное время, пить нужное количество воды, если регулярно высыпается, делает определенное количество упражнений и т. д.
Только те шаги, которые мы делаем каждый день, ведут нашу жизнь в определенном направлении. Не соблюдая режим, мы нередко пускаем собственную жизнь на самотек, не отдавая себе в этом отчета.
У большинства известных людей планеты есть четкий распорядок дня. Несколько дел они выполняют регулярно, изо дня в день. Будь то утренний кофе, пробежка перед сном или заучивание нового стихотворения, выполнение определенного ритуала, все подчинено строгой очередности и последовательности.
Режим – ритм, и он индивидуален, как и жизнь каждого человека. Это не подъем в 7.00. и отбой в 22.00. Режим – то, что направляет жизнь человека, ведет к определенной цели. Осознание этих простых истин взрослым человеком возможно, но зачастую для этого ему приходится полностью перестраивать свою жизнь, менять привычки, ломать себя, настраиваясь на новый ритм жизни.
Для ребенка жить в определенном ритме, последовательности, так же естественно, как дышать. Утром, хорошо поспав (не менее 8—10 ч), ребенок хочет поесть, сытый, он должен продуктивно проводить время: играть, заниматься спортом, учиться. Интенсивно потрудившись, ребенок хочет спать, и – новый цикл.
Итак, «сон – кормление – бодрствование» – естественный ритм жизни человека, или режим. Рассмотрим особенности режима дня дошкольника, начиная от его физиологических аспектов, специфики в дошкольном возрасте, включая рекомендации для педагогов по работе с детьми и родителями в ДОО.
Режим как средство повышения эффективности жизни
Физиологическая обоснованность режима
Герой Советского Союза М.М. Громов писал: «Мне могут возразить, что не всегда есть возможность соблюдать режим. Это неверно. На основании своего личного опыта и наблюдений я должен сказать, что как бы вы ни были заняты, вы всегда сможете соблюсти режим и тем самым сохранить и укрепить свое здоровье, а если оно расшатано, восстановить его».
Для плодотворного умственного труда чрезвычайно важно соблюдать правильный режим, т. е. чередовать часы работы, отдыха и сна. При строгом ежедневном выполнении режима – умственные занятия, прием пищи, физические упражнения, а особенно подъем и отход ко сну в одно и то же время – у человека довольно быстро устанавливается связь между этими процессами. Определенный порядок привычных действий, закрепленных цепью условных рефлексов, назван И.П. Павловым динамическим стереотипом.
Благодаря этому важному физиологическому свойству каждая предыдущая деятельность человека служит как бы сигналом, толчком к последующей, подготовляет организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности и способствует ее наилучшему осуществлению.
Образование динамического стереотипа значительно облегчает жизнь и труд. Все виды профессиональной деятельности основываются на хорошо сложившихся и отшлифованных стереотипах. То же наблюдается и в быту. Установившиеся уклад жизни, режим дня, гигиенические навыки и привычки осуществляются тем легче, точнее и автоматичнее, чем прочнее они закреплены в сложившемся стереотипе.
Динамичность стереотипа заключается в постоянном его изменении и усовершенствовании под влиянием окружающей среды. Обычно это происходит постепенно и незаметно, но иногда возможны и резкие изменения данного стереотипа при внезапных новых требованиях жизни. В таких случаях перестройка сложившегося стереотипа осуществляется нелегко.
И.П. Павлов подчеркивал, что внезапное изменение жизненного стереотипа может даже привести к общему срыву высшей нервной деятельности и к нервным заболеваниям. Поэтому наряду с воспитанием с ранних лет рациональных навыков учения и труда (стереотип) необходимо готовить нервную систему ребенка к быстрым переменам стереотипа (менять обстановку, занятия, приучать к самостоятельности).
Количество часов, которое можно ежедневно отводить для продуктивной умственной работы, у разных людей различно. Оно зависит от возраста, здоровья, подготовки, тренированности, а самое главное – от отношения к труду (понимания его важности, заинтересованности, увлечения).
К. Маркс на протяжении ряда лет ежедневно по 10 ч занимался экономикой, а в свободные часы – высшей математикой. Писатель О. Бальзак, отличавшийся большой трудоспособностью, как-то сказал: «Двадцать четыре часа, из которых семь принадлежит сну, всегда очень коротки». Н.П. Павлов, будучи уже в преклонных годах и имея слабое здоровье, благодаря соблюдению строгого режима ежедневно работал по 10 ч.
Французский ученый Ш. Дюканж в течение всей своей продолжительной жизни работал по 14 ч в сутки. Лишь в день своей женитьбы он нарушил это правило и занимался 12 ч. Продолжительность рабочего дня ученого Э. Литтре, прожившего почти 80 лет, достигала 17–18 ч в сутки.
Хотя приведенные примеры и являются исключениями, можно все же считать 10–11 ч продуктивной работы в сутки средней нормой для здорового работника умственного труда. Однако, не имея еще достаточного опыта систематической плановой работы, можно начинать с более скромного расписания, рассчитанного на 7–8 ч работы, затем постепенно удлинять продолжительность рабочего дня до указанных пределов.