Елена Хорватова - Роман Серебряного века на фоне войн и революций. Князь Евгений Трубецкой и Маргарита Морозова

Роман Серебряного века на фоне войн и революций. Князь Евгений Трубецкой и Маргарита Морозова
Название: Роман Серебряного века на фоне войн и революций. Князь Евгений Трубецкой и Маргарита Морозова
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Роман Серебряного века на фоне войн и революций. Князь Евгений Трубецкой и Маргарита Морозова"

Маргарита Морозова… Эта женщина, прожив долгую и очень нелегкую жизнь, оказалась причастна к самым знаменательным событиям русской истории и культуры конца XIX – начала XX века. Но оставалась она для всех прежде всего Прекрасной Дамой, Сказкой, вдохновившей на творчество многих великих людей и жившей ради любви…

Бесплатно читать онлайн Роман Серебряного века на фоне войн и революций. Князь Евгений Трубецкой и Маргарита Морозова


© «Центрполиграф», 2024

* * *

В октябре 1903 года в одном из богатых особняков в окрестностях Арбата умирал известный московский предприниматель, текстильный магнат, миллионер Михаил Морозов. Хроническая болезнь почек, осложненная всем стилем его жизни, далеким от канонов обычной добродетели, невоздержанностью в еде и, особенно, в питье, привела к тяжелейшему воспалению. Михаилу было всего тридцать три года, но врачи не давали его близким никакой надежды.

Жена Михаила, Маргарита, беременная в то время четвертым ребенком, была в полном отчаянии. Отношения супругов в последние годы складывались слишком непросто, и теперь, не отходя от постели умирающего, она казнила себя за каждое неосторожное, в запале сказанное слово, за мнимую вину, за непослушание. Для спасения Михаила делалось все, что только возможно. Лучшие врачи, лучшие лекарства… Из Берлина был выписан знаменитый специалист по болезням почек, профессор Лейден, лечивший в свое время императора Александра III. Но медицина оказалась бессильна.

Михаил скончался на руках у жены.

«Когда остаюсь одна, я ужасно горюю о Мише, – напишет вскоре Маргарита Кирилловна своей близкой подруге, – бесконечно страдаю о напрасно погубленной жизни. Как он мог быть счастлив, если бы мог себя преодолеть! Бедный, милый мальчик!»

И лишь когда боль отпустила ее сердце, молодая вдова, с ранней юности жившая под гнетом неудачного замужества и совершенно придавленная им, поняла, что ее настоящая жизнь только теперь и начинается. Маргарита могла теперь посвятить свою жизнь без остатка тому, что было ей дорого – воспитанию детей, музыке, философии, благотворительности… Больше никто не будет осуждать ее за «бесцельно выброшенные» на помощь какому-нибудь талантливому музыканту, художнику или поэту деньги, за религиозные искания, за участие в философских обществах, где собираются одни скучные высоколобые интеллектуалы, за стремление побыть дома с детьми, вместо того, чтобы блистать в свете… Год от года муж все хуже понимал жену. Зачем строить и содержать интернат для тяжелобольных детей, да еще и вывозить их летом на дачу под Москвой? Зачем помогать бедным крестьянам, живущим по-соседству с их имением? Разве они это оценят? Почему богемные «творцы» выстраиваются у них в приемной в очередь с протянутой рукой? Каждому дай… А за что? Вопросов накопилось слишком много, Михаил раздражался и только ощущение близкого конца заставило его «простить» жену…

А ведь они и вправду могли бы быть очень счастливы. Могли бы, но…

Часть первая. Замужество

Брак Михаила Морозова стал настоящей сенсацией в московском обществе. Наследник миллионного состояния, только-только достигший вожделенного совершеннолетия – двадцати одного года, возраста, позволявшего ему распоряжаться унаследованной долей отцовского богатства, женился по большой любви на восемнадцатилетней бесприданнице, девушке из семьи с несколько сомнительной репутацией…

Собственно говоря, по рождению Маргарита Мамонтова принадлежала к известнейшему купеческому клану Мамонтовых, стоявшему в иерархии российских предпринимателей на равной ноге с Морозовыми, но вот отец ее, Кирилл Мамонтов, оказался той «паршивой овцой в родном стаде», что всех позорит.

Впрочем, и кузен Кирилла Николаевича, Савва Иванович Мамонтов, богатый железнодорожный подрядчик, известный покровитель искусств, друг Васнецова, Серова, Врубеля и других знаменитостей, по-свойски гостивших в его имении Абрамцево, в конце концов оказался под судом. При строительстве Северной железной дороги были выявлены растраты и злоупотребления, а Мамонтов, как председатель правления дороги, нес за них главную ответственность. В судебном иске фигурировало ни много ни мало – 2 миллиона 600 тысяч рублей.

Может быть, Мамонтов смог бы погасить эту сумму, его движимое и недвижимое имущество стоило больше. Но такие деньги в одну минуту из кармана не выложишь… Следователи, не дожидаясь, как все обернется, передали дело в суд.

Процесс тянулся долго… Мамонтов был личностью популярной в Москве, и симпатизировавшие ему присяжные, как и хорошие адвокаты (защищал Савву Ивановича сам Плевако), помогли оправданию предпринимателя. Но судебное дело разорило Савву Мамонтова и подорвало его деловую репутацию. А Северную железную дорогу москвичи стали называть «мамонтовская Панама», намекая на известную денежную аферу со строительством Панамского канала…

Но у Саввы Ивановича эта беда случилась на рубеже веков, а Кирилла Николаевича Мамонтова разорение постигло еще раньше. Он, в отличие от двоюродного брата, деловой хваткой похвалиться не мог и в промышленных кругах громкой славой не пользовался, зато так же обожал всякие рискованные авантюры, чреватые потерями капиталов, да и азартными играми баловался, а это до добра не доводит. Получив большое наследство, Кирилл Николаевич вскоре так запутал свои дела, что бежал от разъяренных кредиторов куда глаза глядят, подальше за кордон, во Францию. Там легкомысленный Мамонтов надеялся поправить свои дела в игорных домах, но быстро спустил последние деньги и застрелился в Марселе, оставив на произвол судьбы вдову с двумя маленькими дочками-погодками – Маргаритой и Еленой.

Молодая вдова, Маргарита Оттовна Мамонтова, оказалась в весьма сложном положении. Идти на поклон к родне мужа, богачам Мамонтовым и Третьяковым, с просьбой о помощи ей было невыносимо тяжело, да и не хотелось, чтобы ее девочки росли «из милости» приживалками в чужих домах… Она решила справиться с бедой своими силами.

Но как добыть денег на хлеб насущный для себя и детей, если единственное, что бедная вдова умеет, – это немножко шить. А портних в Москве несчитаное количество, и никто из них еще не заработал иголкой гор золотых… Значит, нужно научиться шить не так, как другие, а лучше, моднее, роскошнее!

Заняв немного денег, Маргарита Оттовна едет в Париж обучаться искусству кройки и шитья у французских модисток. Ей удается разгадать секреты мастерства лучших парижских кутюрье, и, вернувшись, она открывает швейную мастерскую для состоятельных дам, ставшую вскоре одним из самых модных мест в Москве.

Может быть, такого шика, как в престижном доме мод Минангуа на Кузнецком Мосту, госпожа Мамонтова и не добилась, но у нее был свой круг состоятельной клиентуры, вполне доверявшей ее вкусу. В московском обществе считалось вполне пристойным не только заказать Маргарите Мамонтовой платье к предстоящему балу или летние туалеты для поездок на воды, но и поручить изготовление приданого к свадьбе, а подобные заказы приносили хорошие деньги…

Жизнь осиротевшей семьи Мамонтовых благодаря усилиям матери как-то наладилась, несмотря на то что средства, добываемые шитьем, были по купеческим меркам все же очень скромными (это ведь не доход от собственной текстильной фабрики или пяти магазинов!).


С этой книгой читают
Из дневника Булгакова: «Около двух месяцев я уже живу в Обуховом переулке в двух шагах от квартиры К., с которой у меня связаны такие важные, такие прекрасные воспоминания моей юности…» Кто такая эта загадочная К., булгаковеды до сей поры не разгадали. Литературное расследование автора посвящено разгадке личности таинственной дамы, в которую был безнадежно влюблен М.А. Булгаков.Помимо истории о несчастной любви известного писателя к очаровательно
«Гениальность проста. Соединение простоты с гениальностью составляло – это признано всеми – основную черту в личности Ильича. На первый взгляд он не выделялся как будто ничем особенным, не поражал внешне. Но есть такие глубокие колодцы, в которых даже днем видны звезды. Таков был Ильич. От его наружности запечатлелись вспыхивающие синие огоньки в уголках глаз. Как будто изнутри в пламенном горне сердца рождались огни, из глубин высекались искры…»
Очерки Лескова примыкают непосредственно к его статье о «Войне и мире», написанной в том же году. Хотя очерки представляют собой компиляцию работ других авторов, на которых Лесков сам ссылается, они в то же время дают весьма вольную художественную обработку сухого исторического материала. Лесков, как это легко видеть из сопоставления его очерков с источниками, мало интересуется историческими подробностями, документами и т. д., для нею главное – д
Эта книга посвящена истории точных наук. В ней собраны сведения о ста знаменитых математиках, физиках, астрономах. Пусть и не первым, но одним из самых мощных очагов древней науки стала Эллада. Там же и зародился биографический жанр. И поэтому именно среди греков мы и начали искать наших первых героев. Затем мы переместились на Восток, который подхватил научную эстафету во времена Средневековья. И вновь вернулись в Европу к началу эпохи Возрожден
Кто такой герой? Не тот ли, кто готов ради благой идеи, ради победы Добра над Злом, ради свободы и справедливости, ради Родины и своей семьи рискнуть головой? Много сказано о людях, совершавших подвиги в дни Великой Отечественной Войны. Но, увы, она не стала последней в истории человечества. Сегодня, как и десятилетия назад, в некоторых уголках Земли идут боевые действия. Обычные люди самых разных профессий, которые прежде никогда не держали оруж
«Наша планета, словно толстым защитным слоем, окружена Сказочным Миром Воображаемых Героев, которые выдуманы детьми и взрослыми». Прогуляться по его просторам и с новой стороны узнать старых-добрых героев, предлагает Валерий Ременюк на страницах книги «Мороз Иваныч и другие». Запас светлой энергии, которого в прежние годы хватало на много месяцев, стал стремительно убывать. А еще пропал Данила Мастер. Не причастны ли к этому известные злодеи? Нап
Говорят, что плавание в море – проверка на прочность. Что ж, это плавание станет самой суровой проверкой для команды невольничьего судна «Паллада». Британские моряки прихватили с берегов Дагомеи не только партию рабов, но и самый настоящий кошмар…
Существуют ли прошлые жизни, о которых так много говорится в последнее время? Феномен прошлых жизней – это особая психическая реальность, свойственная природе человека, в которой есть ответы на все вопросы. И вы можете более подробно с ней познакомиться. Эта книга основана на фактах, полученных от врачей-психиатров, регрессологов, ученых, физиков, исследователей глубинной памяти, а также на одиннадцатилетнем опыте автора книги. Она предназначена