Лев Никулин - России верные сыны

России верные сыны
Название: России верные сыны
Автор:
Жанр: Историческая литература
Серия: Всемирная история в романах
ISBN: Нет данных
Год: 2009
О чем книга "России верные сыны"

Отечественная война 1812 года закончилась полным разгромом французской экспедиционной армии, но не поражением Бонапарта. Поэтому император Александр I принял непростое решение об освободительном походе русской армии в Европу. Полтора года доблестные русские полки продолжали свое победоносное шествие, закончившееся парадом в Париже на площади Звезды перед Триумфальной аркой. Но у блистательной военной победы оказалась и своя оборотная сторона, отразившаяся на дальнейшей истории России…

Роман «России верные сыны» – одно из самых значительных произведений известного советского писателя Льва Вениаминовича Никулина. В 1952 году за этот роман ему была присуждена Государственная премия СССР.

Бесплатно читать онлайн России верные сыны


1

Фельдмаршал умирал. Лейб-медик Виллие, доктор Гуфеланд и русский врач Малахов стояли у постели умирающего и глядели на это большое и грузное тело, когда-то могучее и стройное, теперь бессильно распростертое на широкой немецкой постели. Они говорили между собой по-латыни, но фельдмаршал понимал латынь; его полузакрытый глаз глядел на них строго, чуть насмешливо.

Был девятый час вечера. Единственное окно небольшой комнаты завесили плотной суконной шторой. Перед домом настелили солому, чтобы звон подков и стук колес не тревожили умирающего. На улице стояла молчаливая, неубывающая толпа – жители Банцлау, маленького городка в Силезии, которому суждено было стать местом кончины Кутузова.

Великий человек умирал. Доктор Гуфеланд, врач-чудодей, посланный прусским королем, в изумлении смотрел на утонувшую в подушках, изуродованную старыми, давно зажившими ранами голову. Он разглядел след первой жестокой раны, – тридцать девять лет назад турецкая пуля пробила левый висок Кутузова и вышла у правого глаза. Какую же силу, какое здоровье дала природа этому человеку!

Гуфеланд наклонился и рассмотрел другой, более поздний шрам. Здесь пуля вошла в щеку и вышла через затылок. Она прошла мимо височных костей, мимо глазных мышц и чудом миновала мозг.

Два раза прострелили эту большую голову, и два раза смерть щадила этого человека.

Доктор Гуфеланд взглянул на Виллие.

– Судьба берегла его для необыкновенного, – чуть слышно произнес Виллие. То были слова известнейшего врача екатерининского времени, гоф-хирурга Массо.

Необыкновенное свершилось, – Наполеон бежал из России, победоносные русские войска прошли от Оки до Эльбы, – но фельдмаршал умирал.

Знаменитые врачи вынесли свой приговор: нервическая горячка, осложненная паралитическими припадками.

Доктор Малахов, состоявший при фельдмаршале, хотя и был в невысоких чинах, но первый понял, что смерть стоит у порога. После того как у больного отнялась правая рука, он не спал. А прошло с тех пор пять долгих страшных дней и ночей. Малахов и слуга Кутузова Крупенников постоянно находились у постели больного. Вернее сказать, Крупенников сидел не у самой постели, а на табурете за ширмой, смачивая полотенце то ледяной, то горячей водой. Когда же Малахов посылал его к аптекарю, он, неслышно шагая в мягких бархатных сапогах, проходил мимо постели и открывал дверь в соседнюю комнату.

Там стояла мертвая тишина, будто не было ни души. Но комната была полна народу. На стульях, на диванах, на принесенных из комнаты табуретах сидели генералы и офицеры – запросто, без чинов. Два лейб-гренадера стояли в карауле у дверей комнаты.

Кутузов еще жил, но казалось – ветераны несут караул у смертного одра.

Едва слуга переступал порог, к нему обращались все взоры, в них была надежда, искра надежды, но он опускал голову и молча проходил мимо. Иногда чья-нибудь рука брала его за локоть, но тотчас отпускала – в глазах Крупенникова блестели слезы.

В полутемной комнате нижнего этажа его ждал аптекарь.

– Фельдмаршал изволит принять порошки? – спрашивал седовласый аптекарь.

Спустя несколько минут люди, собравшиеся перед домом, уже знали, что фельдмаршал принял порошки. Чуть позже эта весть разносилась по всему городку. Было известно также и другое: фельдмаршал ранее за всю свою долгую жизнь никогда не принимал лекарств.

В доме становилось тесно. Непостижимо быстро узнавал народ о болезни Кутузова. За двадцать верст стояли полки, оттуда приезжали заслуженные офицеры, герои Смоленска и Бородина, соратники по Тарутинскому лагерю, приезжали и совсем молодые люди, которых фельдмаршал знал в лицо и любил за отвагу и живость характера.

Рассказывали о том, как горюют солдаты, прослышав о тяжкой болезни фельдмаршала. Вспоминали о том, когда отчеканили медаль с всевидящим оком в память двенадцатого года; солдаты говорили, будто это око самого Кутузова: «У него, у батюшки, один глаз, да он им более видит, чем другой двумя».

Шепотом повторяли слова фельдмаршала, слышанные офицерами на бивуаках в палатке генерала Лаврова за чаем: «Получил я выговор за то, что командирам гвардейских полков дал бриллиантовые кресты. Говорят, бриллианты принадлежат кабинету его величества, и я нарушаю право… Если по совести разобрать, то теперь каждый, не только старый солдат, но и ратник, столько заслужил, что осыпь их алмазами – они все еще будут недостаточно награждены. Ну да что и говорить, истинная награда не в крестах и алмазах, а в совести нашей… честь не мне, а русскому солдату…» Вскричал: «Ура доброму русскому солдату!» – и фуражку вверх бросил…

– Народ верит фельдмаршалу… – тихо проговорил суворовский ветеран без одного уха и трех пальцев, отрубленных турецким ятаганом. – Ездил я однажды от Михаила Ларионовича в Калугу с его письмом градскому голове. На паперти читали народу письмо фельдмаршала: «Лета мои и любовь к отечеству дают мне право требовать вашей доверенности, силой коей уверяю вас, что город Калуга есть и будет безопасна…» Ахнула вся площадь, точно в Светлое воскресенье, целовались, обнимались и разошлись по домам со спокойной душой.

В Бунцлау были и недруги. Но странная сила исходила от этого, теперь уже умирающего, человека: даже враги и те понимали, что сейчас, в последние часы его жизни, кончается блестящая глава военной истории русского народа, что имя фельдмаршала будет сиять в веках и никто не в силах затемнить его свет…

Удивительно ли, что здесь, вдали от родины, в Силезии, народ встречал его как освободителя и осыпал его цветами?

Из комнаты фельдмаршала вышел его адъютант Монтрезор. Все обступили его. Он был самым молодым среди адъютантов и самым младшим по чину, но все знали, что фельдмаршал любил этого юношу. И он в двадцатый раз, шепотом рассказывал, как десять дней назад – 18 апреля это было – они ехали из Гайнау, где был император Александр, и как в Гайнау жители городка окружили коляску фельдмаршала и венчали его гирляндами цветов, громко называя своим спасителем от ига Наполеона. Фельдмаршал отъехал от Гайнау. Ветер дул холодный, апрельский, а он расстегнул шинель…

– Я осмелился сказать: «Князь, вы простудитесь… разрешите застегнуть вам шинель». – «Не надобно», – отвечает… Едем дальше, он и говорит: «Прикажи, голубчик, остановить карету и подать мне коня. Поеду верхом…»

Все кругом качали головами и укоризненно глядели на Монтрезора, – как он не отсоветовал фельдмаршалу ехать верхом, – хотя все знали, что Михаилу Илларионовичу перечить нельзя, как он скажет, так и сделает.

– …А тут дождь пошел, а после и снег. Доехали до Тилендорфа, фельдмаршал сошел с коня и говорит: «Отдохнем где-нибудь в доме, а там поедем дальше. Хочу к вечеру быть в Дрездене». Я упросил доехать до Бунцлау. Нашли сей дом, майора фон дер Марк… Спал фельдмаршал плохо, проснулся скучный, утром ничего не стал есть.


С этой книгой читают
Навуходоносор – это звучное имя хотя бы понаслышке знакомо каждому. Есть в нем что-то неотвратимо-грозное, зловещее. Символ деспотии, безжалостный завоеватель… Бич Божий… Человек, первым до основания разрушивший святой город Иерусалим и создавший знаменитые «висячие сады» – одно из семи чудес света, вошел в историю как личность легендарная. На страницах Библии его деяния поданы так, словно этот царь был послан некой незримой, надзирающей за людск
Европа, XV век. Французский король Людовик XI готовится к войне со своим смертельным врагом Карлом Смелым. Хитростью и подкупом он пытается втянуть в нее швейцарцев, но жители лесных кантонов не слишком расположены к войне. Англичанин Филипсон и его сын Артур попадают к владельцам старинного замка, чей род Гейерштейнов окутан тайнами и легендами… Роман задумывался Вальтером Скоттом как продолжение «Квентина Дорварда». Среди поздних романов «Карл
IV век до н. э. Македонский царь Филипп, умелый полководец и дальновидный политик, сватается к эпирской царевне Миртале. Царю нужен наследник царской крови, однако, несмотря на отсутствие видимых препятствий к браку, дело затягивается. Эпирский царь Арриба, дядя невесты, нервничает. Кажется, что брак вообще не состоится, однако великий бог Зевс уже принял решение и выражает свою волю через знамения. После свадьбы у Мирталы родится сын Александр,
Эта книга рассказывает о судьбе Кира Великого, основателя Персидской державы. В детстве он едва не погиб от рук собственного деда, царя Мидии, но волею судьбы выжил и был взращён в семье пастуха, чтобы спустя двадцать лет стать самым могущественным правителем своей эпохи. Кир освобождал рабов, даруя свободу веры. Он раздавал почести не по праву крови и происхождению, а оценивая заслуги. Он построил величайшую в мире империю, осаждал неприступные
Только завершилась кровавая Гражданская война. Внешний враг разгромлен, но еще сильно и не сдалось разветвленное белогвардейское подполье, не утерявшее надежды на свержение власти большевиков. Сотрудникам ВЧК – ОГПУ удалось выйти на хорошо законспирированную Монархическую организацию центральной России (МОЦР) и взять ее под контроль. Позже с ее помощью было проведено несколько успешных операций по отражению террористических и диверсионных актов а
Александр Иванович Подмосковных пишет книги с 10 лет, сейчас ему 35 лет, образование у него среднее техническое, он холостяк.
Остросюжетный роман В. А. Владыкина «В каждом доме война» охватывает события от начала ВОВ и до конца неурожайного 1947 года. Как и предыдущие книги из цикла о селе «Пущенные по миру», «Беглая Русь», он правдиво отражает жизнь народа в годы оккупации и сопротивления. Яркие пейзажи органично вплетены в словесную ткань произведения. Автор коснулся темы участия казачества на стороне немцев. Показана трагедия казачества, которое не приняло советскую
Публий Элий Адриан – ключевая фигура Золотого века римской истории, придавшая сложившейся еще во времена Октавиана Августа форме самовластия неслыханный до той поры размах как в делах добродетельных и великих, так и в самых злодейских и постыдных. Именно Адриан подарил миру то, что мы теперь называем римским правом. С него начинается традиция правового регулирования любого возможного конфликта между людьми.Также велик он был и в строительных дела

Горацио Нельсон (1758–1805), сын сельского священника, с двенадцати лет посвятил себя морю, прошел путь от юнги до вице-адмирала, стал самым молодым капитаном британского флота и самым прославленным флотоводцем в мировой истории. Не меньшую известность, чем его блистательные победы при Абукире, Копенгагене и Трафальгаре, принесла Нельсону романтическая история его любви к прекрасной леди Гамильтон. Известный российский писатель-маринист Владимир
Все перемешалось в мире, где живет Гаррет. Гоблины и тролли здесь соседствуют с гномами и людьми, а огнедышащий дракон в небе такое же обыденное явление, как самолет над городами Европы. В этом странном мире отсутствует огнестрельное оружие, поэтому частному детективу Гаррету больше приходится применять физическую силу и магию. А еще у него есть хороший помощник – живой мертвец, восстающий по мере надобности из праха и вновь отправляемый на покой
Частный детектив Татьяна Иванова становится очевидцем автокатастрофы. Дорогая иномарка сильно повреждена, водитель почти сразу скончался. Виновник трагедии, бросив потрепанный и значившийся в угоне «Москвич» за углом, сбежал с места аварии. Да и пассажиры иномарки – отец погибшего и его молодая жена – ничего толкового сообщить не в состоянии: женщина на момент столкновения спала, а мужчина оказался слепцом. Так что дело представляется безнадежным
Роман «Босиком к мечте» – это художественный образ того, как люди должны искать Бога в сердце. Роман написан в жанре фантастики. Главный герой имеет в жизни все: идеальную семью, успешную карьеру, но не имеет счастья внутри. Ему помогает девушка, которая однажды нашла Бога в сердце…
В наше время много говорится о поиске себя, своего предназначения… много авторов пишут на эту тему… и каждый по-своему. Я изложила свое понимание, основываясь на опыте близких по духу учителей, а самое главное – мой личный опыт.