Ест ли у мировой истории корневой, базовый смысл? А если есть, то можно ли его просто и ясно сформулировать?
Чуть ниже суть истории будет сформулирована буквально в двух словах, а пока скажу о том, почему для всех нас это так важно. Да потому, что страны и народы, рискующие идти против вектора мировой истории, в итоге всегда проигрывают. А это распад, расчленение, вымирание, а в лучшем случае прозябание на обочине мировых процессов.
Для нас это вдвойне важно и по той причине, что именно сейчас происходит смена циклов, через которые смысл истории и реализуется. Дело в том, что…
Наша эра закончилась.
К такому выводу приводит идея Фукуямы о конце истории, если ее довести до логического конца. И пусть сама смена летоисчисления произойдет еще не скоро, но сам перелом эры происходит сейчас на наших глазах. Если заглянуть в смыслы и опыт мировой истории, то заключение непреложно: конец истории есть всегда верный признак и базовое условие перемены эр. Так что на самом деле не история закончилась, а наша эра.
Фукуяма утверждал, что в победе либеральной демократии и Запада история обретает логический конец. Дальнейшее распространение либеральных демократий во всём мире станет финальной точкой социокультурной эволюции человечества. В общем, все как в истории одного города, где «История прекратила течение свое».
После «конца истории» прошло всего четверть века, а глава МИДа Сергей Лавров уже утверждает, что длительная эпоха доминирования исторического Запада заканчивается. Европу нынче постоянно трясет. Экономический центр мира понемногу смещается в юго-восточную Азию. Конец эпохи доллара, если и за горами, то невысокими.
Есть общее ощущение смены времен, общемирового поворота истории.
Но в чем смысл и цель такого надлома? И, может быть, это не эпоха подходит к завершению, а, как уже говорилось, целая эра?
В этой книге, как я надеюсь, будет объективно и системно доказано, что мы сейчас переживаем именно переход к новой эре. Как называется постхристианская эра? Когда начнется? Будут обязательно приведены ответы и на эти, и на многие другие не менее важные вопросы. Но корневая идея – мы переживаем именно переход к новой эре.
Человечество меняет хронологии не просто так. Требуется колоссальный перелом всего мироустройства, чтобы люди могли отказаться от укорененного в веках летоисчисления. Расчет лет миллионами нитей связан с культурой, цивилизацией, политикой, поэтому для перелома эр должны произойти события геоисторического масштаба. Тут требуется и новые геополитика, геоэкономика, геоистория, и новое мировоззрение, и новые идеалы к тому же.
Тема смены эры столь важна и ответственна, выводы из нее столь принципиальны и кардинальны, что здесь нельзя быть голословным – требуется системное доказательство.
Но ради чего?
Ну, новая эра, ну смена истории вместо ее конца, а нам то что?
Понимание смыслов происходящих процессов жизненно важно для сохранения и развития России. Есть сотни примеров того, как государства пытались идти против потока времен, и все заканчивалось пиром победителей на их обломках.
Последние пятьдесят лет мы явно идем не туда. Начиная с брежневского застоя, наша цивилизация терпит поражение за поражением. Девяностые годы двадцатого века – это просто позор и крах, которые лучше всего характеризуют слова все того же Салтыкова-Щедрина: «…в Риме бушевала подлая чернь, а у нас – начальники».
Силовики в нулевые годы задраили пробоины российского буржуазного «Титаника», но свернуть с самоубийственного западного курса не сумели. Экспортно-сырьевой российский капитализм по-прежнему тормозит промышленное развитие страны. Доля РФ в мировом ВВП снижается. Геополитическое положение постепенно ухудшается. Отдельные тактические победы (Крым) лишь маскируют общие стратегические поражения (Украина). Последняя перешла под управление США, и теперь Украину лихорадочно форматируют в люто русофобское государство.
На данный момент ситуация в России заморозилась. Сейчас страна чуть отстранилась от пропасти, куда ее настойчиво подталкивали. РФ ныне «на паузе», словно думает, пойти ли ей вслед за Украиной по пути буржуазно-национального распада или все-таки найти в себе силы для очередной догоняющей модернизации.
Но усталость от постоянных поражений накапливается. Нас разгромили в холодной войне, и пепел СССР до сих пор стучит во многих сердцах. Причем расчленение Советской России и поражение в холодной войне – это поражение в первую очередь интеллектуальное и нравственное. Советская элита не ответила на вызовы времени, не осознала смыслы происходящей глобализации, в отличие от элиты Китая, и заплатила за это распадом страны и проигрышем Западу. Сейчас Запад вновь не унимается, точит нож цветной революции на Россию, подкармливает наше либеральное болото и русофобские силы в приграничных государствах, придвигает НАТО поближе к РФ. Россия для Запада – это недобитый Советский Союз.
Охота на русского медведя объявлена. Сам организатор охоты, как положено, держится до поры в сторонке, а гонят, тревожат и отвлекают медведя подручные «псы».
Способна ли нынешняя российская элита дать народу привлекательный, достойный образ будущего? Не похоже. Патриотизм как национальная идея? Не спасет. Патриотизм – это чувство. Чувствами же не заменить интеллектуальный и нравственный труд по формированию национальной идеи.
К нынешнему политическому руководству РФ возникает все больше вопросов.
Способна ли нынешняя российская элита защитить Россию от планов Запада по нашей ликвидации, которых тот особо уже и не скрывает? Причем Запад планирует расчленить РФ через механизмы самоуничтожения, повторить победную стратегию истребления СССР.
Есть ли порох в идеологических пороховницах? Имеет ли нынешний общественно-политический строй РФ идейные, экономические и геополитических ресурсы, чтобы победить в стартовавшей очередной холодной войне? Или затянуть сопротивление на 10—20 лет – вот и весь максимум сложившегося в России чиновно-олигархического строя? А потом – повторение судьбы Украины или СССР? Россию пока еще спасает державный ресурс вертикали и не до конца размытый наш патриотический, советский, победный антизападный запас, но все это чисто оборонительное оружие. А одной обороной войны всегда проигрываются.
Повторюсь, поражение в холодной войне – это всегда поражение интеллектуальное и нравственное. Когда элита не способна сгенерировать направленную в будущее собственную позитивную идею, она либо интеллектуально подчиняется идеям противника и губит страну быстро, как Украина. Либо выбирает чисто защитный вариант – берет православно-коммунистические фрагменты из прошлого, чтобы затянуть сопротивление хотя бы на свой век. Не это ли мы наблюдаем в РФ? На этом пути мы услышим бесконечные маскировочные разговоры о новой индустриализации, о планах по привлечению инвестиций, а на деле будет продолжаться привычный вывоз ресурсов и финансов за рубеж. А когда инвестиции в решете, экономическая деградация страны неизбежна, пусть она и не сразу замечаема из-за вялости самого процесса и вуали телеуспехов.