Алексей Борисов - Рюриковичи от Хрёрика до Ивана: как опровергнуть норманнистическую теорию

Рюриковичи от Хрёрика до Ивана: как опровергнуть норманнистическую теорию
Название: Рюриковичи от Хрёрика до Ивана: как опровергнуть норманнистическую теорию
Автор:
Жанр: Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Рюриковичи от Хрёрика до Ивана: как опровергнуть норманнистическую теорию"

Загадки истории, поверенные логикой – кто был основатель российского государства Рюрик, откуда произошли запорожские и донские казаки, кому адресовано «Слово о полку Игореве», чем закончилось Донское побоище, как ковал империю Иван Грозный и каково родословие Лжедмитрия I.

Бесплатно читать онлайн Рюриковичи от Хрёрика до Ивана: как опровергнуть норманнистическую теорию


По меткому замечанию одного остроумного человека, «Россия – страна с непредсказуемой историей». Но можно ли понизить градус ее непредсказуемости? Сделать это тем более соблазнительно ввиду того, что задача, в принципе, не слишком сложна. Достаточно поверить общеизвестные факты здравым смыслом и сопоставить с другими, не менее известными, фактами.

С севера или с юга?

Кто из тех, кто читал школьный учебник истории, не дивился хрестоматийному пассажу из «Повести временных лет»? Тому самому, в котором повествуется, как знаменитый князь Святослав (который «Иду на вы!»), отправившийся в поход на ромеев и воевавший на территории нынешней Болгарии, в 968 г. спас свою мать Ольгу, осажденную в Киеве печенегами?

«…пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве», – и далее о том, как посылали гонца к Святославу, и о подвиге воеводы Претича, и завершается данный пассаж следующей фразой: «Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о перенесенном от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир».

Уж слишком просто получается: «сел на коней и вернулся» – словно расстояние от Переяславца на Дунае до Киева на Днепре не полтысячи с лишним километров, не горы, реки, границы и пр., а километров 30-40, дистанция одного конного перехода! Как-то не состыковывалась эдакая картина в заурядном человеческом разуме!

Как и то, что все тот же Святослав, судя по «Летописи временных лет», говаривал матери Ольге в разгар своих балканских успехов (969г.): «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей», – если считать Киев на Днепре самой крайней окраиной «земли» Святослава и провести окружность с центром в Переяславце на Дунае радиусом до Киева на Днепре, то получится, что Святослав был государем самой крупной, после Арабского халифата, державы раннего Средневековья!

Увы, но об этой державе ничего не известно…

Эти и другие подобные неувязки бередят сначала в детском, потом в отроческом, а потом и более зрелом уме зловредную пытливость, побуждают непрагматичное желание докопаться, а как же все это было? Кем были Святослав, его мать Ольга, что за державу они сколачивали?

Каноническая точка зрения – варяги, жители Швеции, странствующие воины – чуть ли не каждый год спускались по пути «из варяг в греки», то есть по системе рек и волоков, начинающейся в районе Великого Новгорода и завершающейся в устье Днепра, для того, что бы совершать набеги на богатую Византийскую империю. Один из таких воинов – Рюрик – был приглашен на новгородское княжение и основал русское государство; его подручный воевода и, попутно, шаман или волхв Вещий Олег, захватил Киев, уничтожил ранее обосновавшихся там соплеменников-варягов Аскольда и Дира, а потом совершил чрезвычайно успешный поход на Константинополь – тот самый, в завершении которого и в ознаменование победы в котором прибил «к вратам Царьграда» свой щит.

Сын Рюрика Игорь несколько раз пытался повторить этот подвиг, но безуспешно, и, в конце концов, погиб в распре с подвластным ему племенем древлян.

Сын Игоря Святослав со своей дружиной был приглашен византийским императором, чтобы подавить восстание в вассальной Болгарии. Святослав восстание подавил, но Болгарию захватил себе и восстал против своих константинопольских «работодателей». Потерпел поражение, бежал на Днепр, но был там перехвачен союзниками Византии печенегами, убит, а из его черепа печенежский хан Куря изготовил себе пиршественную чашу.

Такова каноническая картина, которая столетиями преподается в школе, исторических вузах, служит базой для защиты диссертаций и т.п. В чем проблемы этой версии?

Прежде всего: пути «из варяг в греки» как некой столбовой магистрали не существовало. Представить себе, что где-то, в районе Великого Новгорода, по весне, когда реки откроются ото льда (а случается это довольно поздно – края-то северные!), собирается многотысячное войско из скандинавов, «словен, чуди» и прочих народов, которых любят перечислять летописцы, подчеркивая могущество древнерусского предгосударственного образования; это множество воинов строит лодки для спуска по мелководным северным речкам; перетаскивая на тернистом пути свои челны с речки на речку волоком (со всем воинским скарбом и запасом провизии), спускает эту флотилию на Днепр; также волоком форсирует Днепровские пороги; выходит на побережье Черного моря и строит там боевые мореходные драккары; совершает набег на византийские владения и потом тем же путем, против мощного днепровского течения, перетаскивая ладьи с богатой добычей через пороги и волоки, возвращается в окрестности Новгорода и, затем, в Скандинавию, и все это за одну навигацию – сложно. А с учетом того, что этот путь проходил по территории, контролируемой враждебными племенами (печенеги – союзники Византии; да и славяне в лице древлян и прочих дреговичей вряд ли были рады этим нашествиям), то и вовсе невероятно.

Если скандинавам, «веси и чуди» действительно была нужда совершать трансконтинентальные рейды, то сподручнее была бы трасса по Западной Двине с одним волоком и далее – прямиком на Дунай. Кстати, именно на Западной Двине стоит Полоцк – древнейший оплот скандинавов в Восточной Европе.

Но и про этот путь в летописях и хрониках помалкивают. Длинноват был.

Польские историки предлагают третий вариант – через систему рек на территории Польши и далее прямо на Балканы через Саву и Драву. Короче, но, опять-таки, и этот «хайвэй» из варяг в греки не находит в исторических источниках должного освещения.

Кроме того, западно-двинская и польская версия не вяжутся с тем фактом, что многочисленные набеги варяг на Византию стартовали именно с восточного побережья Черного моря. А эти набеги подробно описаны в византийских источниках и сомнения в их географических и исторических нюансах отсутствуют.

Так откуда же взялись варяги на Черноморье?

Их привадили сами византийцы. «Империя ромеев» находилась в стадии хронического упадка. Так часто бывает: бюрократия и земельная аристократия за длительную историю того или иного государства настолько закрепощают население, обкладывают в целях «экономической безопасности» таким количеством условностей, правил ведения бизнеса, хозяйства, таким количеством норм, запретов, наваливают столько налогов и поборов, что, с одной стороны, резко падают производительные силы общества, с другой – некому это общество и защищать: из крепостных, как известно, воины получаются никудышные, а из аристократов и бюрократов – того хуже. Поэтому византийцы продолжили римскую традицию найма на военную службу «варваров»; норманны же в VIII-XI веках были наиболее подходящим для этого «товаром».


С этой книгой читают
Тактико-технические характеристики 490 боевых кораблей эпохи и 97 корабельных артиллерийских систем, описание всех морских сражений и рейдерских операций самого бурного десятилетия в истории флота, рассказ о том, как появились первые броненосцы, первые крейсера, миноносцы и подводные лодки – все в одной книге о военных кораблях в переломный момент их истории!
В этой книжке – три истории про любовь. Про любовь и только – без убийств, криминальных разборок, политики, войны. Эта книга про приключения – но не людей, а их чувств. И вы убедитесь, что эти приключения еще более интересны, необычны и захватывающи, чем приключения людей!
Несказанное везенье – безработной выпускнице педвуза удается устроиться репетитором в семейство местного олигарха. В случае успеха брезжит аспирантура, защита диссертации. Но на пути амбициозных планов – разлад в семье ученицы из-за ее нежелания иметь детей от своего мужа. Юная учительница предлагает ей втайне зачать от другого мужчины и предлагает на роль донора собственного любовника. Что из этого может получиться? Разумеется, серия волнующих п
Мы привыкли к мысли о том, что будущие покорители космоса, создатели межпланетных поселений – герои, люди необыкновенных способностей. Но что произойдет, если эта роль выпадет самым обычным нашим землякам? Одни – ищут и не могут найти работу, другие – бегут от закона, третьи – от опостылевших семейных уз… А все вместе – основатели новой космической цивилизации. Не это ли самая фантастическая из фантастических картин? Исследованию и описанию котор
The people of Haiti have gone through a difficult path to independence, for national sovereignty. But the struggle continues to this day. The former metropolis, France, refuses to compensate for the damage caused to the country by its colonial policy. In 1825, the people of Haiti had to pay Paris a huge ransom for the French to recognize its independence, which led the state into poverty, said Haitian leader Edgar Leblanc Fil at a meeting of the
В книге «Османская империя: Век величия и упадка» можно узнать, как развивалась империя с самого начала и до упадка. Автор рассказывает о важных этапах истории: завоеваниях, культурных достижениях и политических реформах.Он объясняет, как политика Османской империи влияла на соседние страны и народы. Также автор говорит о внутренних противоречиях, которые привели к распаду империи.Книга будет полезна и всем, кто интересуется историей Османской им
Вот мои мысли о политике, истории, праве, юриспруденции, международных отношениях, политологии, региональных вопросах, наблюдениях за повседневной жизнью и, самое важное, о римских статутах.
Этот публицистический очерк подготовит читателя к актуальному очерку о военной разведке КНР (следующая часть).В соавторстве с Виктором Державиным, где Виктор консультант и редактор.Возможно этот текст некоторым поможет понять почему и для чего в КНР начались реформы и какой цели они должны были достичь.Традиционно в России о Китае много говорят. Но многое ли понимают?Нет претензии понимать всё что связано с Китаем – это невозможно.Но есть желание
Казалось бы, предложение руки и сердца сделано. Весь офис тому свидетель. И самое главное желание Маши Кошкиной – быть рядом с Николаем Гончаровым, опытным, красивым, успешным мужчиной, – исполнилось. Радуйся, сажай в золотую клетку птицу счастья и насвистывай с ней дуэтом! Но для Маши настали времена отнюдь не благостные. Каждый новый этап в отношениях с Николаем открывал ей ту сторону жизни, о которой она, романтическая девушка, и не подозревал
Мужчина в возрасте около пятидесяти гордо катит по дорожкам парка коляску. Он молодой отец. Рядом идет молодая жена. Она улыбается, кивает, соглашаясь с каждым словом мужа. Вторая молодость или вторая жизнь? А что осталось в первой? Бывшая жена, дочь или сын-подросток. Имеют ли они право на вторую жизнь?Маша Трауб
Он – сын генерального прокурора. Сильный, жесткий, безбашенный. Красавец и любимец девушек. Я – дочь криминального авторитета. Мой отец ненавидит их обоих. Родитель приходит в бешенство, стоит упомянуть фамилию «Тигиев», ведь прокурор мечтает засадить отца за решетку. А я уже давно влюблена во вражеского сына… Возрастные ограничения 18+ Серия книг "Короли" Первая книга: Девочка Шаха. Кристина Майер Третья книга: Зап
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» -- слышали присказку? Я слышал, но решил, что сказочный текст – это не какой-то там намек, а прямое указание к действию, без всякой недосказанности. А в результате: проклятие активировано, современные родственники царевны лягушки меня ненавидят, а злой колдун радостно потирает ручки, предвкушая гибель болотного семейства. И мне, чтобы все исправить, надо понять, почему моя помо