В 1711 году по указу Петра I на левом берегу Невы был создан Литейный двор, удаленный «пожарного страха ради» от адмиралтейской верфи на значительное расстояние.
На Литейном дворе, в составе которого были кузница, лафетная, токарная, паяльная и другие мастерские, главным делом было изготовление пушек, а также их хранение – Арсенал. Рядом возникли литейная и пушкарская слободы «работных людей», а, со временем – рынок и церковь. Все это занимало территорию от Невы до Сергиевской улицы (ныне Чайковского) и от Фонтанки до Воскресенского проспекта (теперь Чернышевского), в створе которого через Неву был перекинут наплавной мост. От Литейного двора до Большой першпективной дороги (современный Невский проспект) была проложена просека – сегодняшний Литейный проспект.
В 1764 году начинается строительство набережной, которая в те годы являлась частью Дворцовой и носила то же название. В конце XVIII века её стали называть Гагаринской – по существовавшему с давних времён перевозу с Гагаринского пенькового буяна (по фамилии бывшего Сибирского воеводы – Матвея Петровича Гагарина). Затем именовалась Воскресенской набережной.
В 1902 году в одном из домов расположилось посольство Франции, и набережная стала Французской, а в 1923 году большевики переименовали ее в честь французского социалиста Жана Жореса, и еще раз в 1945-м – в честь победителя французов, фельдмаршала Кутузова.
В 1840-е годы литейное производство было перенесено на Выборгскую сторону, и бывшая литейная часть постепенно застроилась жилыми домами. К Литейному проспекту, который был продлён до Невы, перенесли Воскресенский наплавной мост, а в 1879 году соорудили постоянный Литейный мост с разводным пролетом.
От Литейного моста мы и отправимся на прогулку по набережной Кутузова. Все участки здесь сквозные, имеют второй адрес по Шпалерной улице.
Один из двух домов, обрамляющих начало Литейного проспекта (набережная Кутузова, 2), был построен в 1851 году для офицеров 1-й Артиллерийской бригады.
Наб. Кутузова, 2
Артиллерия, как самостоятельный род войск, появляется при Павле I. По указу императора бомбардирские роты гвардейских полков были сведены в артиллерийский батальон. В середине XIX века это уже бригада, казармы и штаб которой находились неподалёку от Преображенского собора. Об этом напоминают своим названием Артиллерийские улица и переулок.
Фасад украшен рустом и пилястрами ионического и коринфского ордера. Окна второго этажа имеют арочные очертания, что больше присуще дворцам.
Архитектор Александр Петрович Гемилиан, автор проекта и главный строитель этих домов, известен также постройкой Выборгского арсенала (ныне завод «Арсенал» имени М. Фрунзе), казачьих казарм, хлебных амбаров на Калашниковской (сейчас Синопская) набережной и Обводном канале и многих частных домов в Петербурге.
Наб. Кутузова, 4. Дом Писателей
Дом 4 отделяет от дома 2 короткий Кричевский переулок, названный в 1952 году в честь освобождения города Кричева Могилёвской области от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Ранее этот переулок назывался Самбургским по искаженной фамилии царскосельского протоиерея Андрея Афанасьевича Самборгского, наставника будущего императора Александра I и его брата – великого князя Константина. Андрей Афанасьевич владел обширной территорией, включавшей и нынешний дом 2, с 1789 по 1798 годы, а затем продал его в казну. После сооружения офицерского корпуса артиллерийской бригады, в 1858 году участок снова попадает в частные руки. Владельцем становится отставной штабс-капитан, барон Борис Андреевич Фитингоф, для которого по проекту архитектора Егора Андреевича Тура имевшееся строение полностью перестраивается в барочно-ренессансом стиле. Фитингоф был известным в своё время композитором-любителем и в его доме часто собирались музыканты и литераторы.
В 1871 году в дирекцию Императорских театров были поданы одновременно две оперы «Демон». Их авторами были Антон Григорьевич Рубинштейн и Борис Александрович Фитингоф. С тех пор в музыкальной среде композиторов соответственно прозвали: Демон Антонович и Демон Борисович.
С 1883 года домом владел граф Александр Дмитриевич Шереметев, для которого архитектор Василий Агатонович Пруссаков и гражданский инженер Василий Григорьевич Тургенев полностью перестроили здание, превратив его в великолепный особняк. Внутренним убранством занимался архитектор Александр Иванович фон Гоген, создавший парадную лестницу, Готический и Мавританский залы, Красную, Золотую и Серебряную гостиные и роскошный Белый зал. Александр Дмитриевич был родным братом последнего владельца Шереметьевского дворца на Фонтанке, графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Видимо поэтому некоторые интерьеры полностью повторяли помещения Фонтанного дома – вестибюль украсил фамильный герб и девиз Шереметевых – Deus conservat omnia (Бог сохраняет все).
В 1887 году «желая, чтобы малолетние дети мои чаще присутствовали при богослужении и приобщались Святых Тайн», Шереметев получил от Синода разрешение устроить в доме небольшой храм и молодой зодчий Гавриил Васильевич Барановский разместил домашнюю церковь над парадной лестницей, отделав её в русском стиле.
Граф Александр Дмитриевич Шереметев руководил Певческой капеллой, содержал Придворный симфонический оркестр и хор, состоящие из 70 музыкантов и 40 певцов, устраивал бесплатные общедоступные концерты с серьезной программой и даже сам сочинял духовную музыку. А ещё он остался в памяти потомков как большой энтузиаст пожарного дела. В своём имении Ульянка граф создал пожарный отряд, оснащённый самой передовой техникой, а также издавал журнал «Пожарный» – так иногда, за глаза, называли и самого Александра Дмитриевича.
В советский период, в 1934 году, бывший особняк Шереметева получило в пользование ленинградское отделение Союза советских писателей. Этот уютный дом стал местом общения литераторов – здесь проводили общие собрания, творческие вечера, отмечали юбилеи и «прорабатывали».
Из воспоминаний Сергея Анатольевича Попова – депутата первого демократического Ленсовета, созванного в 1989 году:
«Во все послевоенные времена этот дом был центром реакционных сил, которые травили Зощенко, Ахматову, Бродского. Наиболее ярко Ленинградское отделение Союза советских писателей проявило себя в эпоху «перестройки» в 1980-х годах, когда группа «Содружество» во главе с Марком Любомудровым в борьбе с ленинградскими писателями «русофобами» заявила о создании писательской организации Ленинградской области, противопоставив себя даже руководству КПСС. Под флагом сохранения национальных патриархальных традиций писатели «русофилы», рядящиеся в патриотов, подвергали критике те «расшатывающие устои» либеральные ценности, идущие с чуждого им запада, которые пытался привить нации тогдашний лидер страны М.С. Горбачев. Этот штаб сопротивления перестройке стал всероссийским центром объединения творческих и партийных консервативных кругов страны. Их активно поддержали ряд известных писателей «деревенщиков»: Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Солоухин. Они были идеологами выделения российской организации из Союза советских писателей, российской компартии – из всесоюзной партии коммунистов КПСС, российской республики – из Советского Союза, что стало серьезным шагом в развале СССР.