Всеволод Васильев-Воробьев - Сабля и шашка

Сабля и шашка
Название: Сабля и шашка
Автор:
Жанры: Современная русская литература | Книги о войне | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Сабля и шашка"

События и последствия революций и гражданской войны удалили из нашей истории имена многих достойных людей, особенно из числа тех, кто не участвовал в братоубийственных событиях. Данный рассказ основан на реконструкции судьбы офицера, эмигрировавшего сразу после ноябрьской революции, и рассказывает о событиях лета 1915 г., происходивших на Юго-Западном фронте. Автор, многие годы занимаясь историческими исследованиями и реконструкцией военных судеб, иногда вынужден довольствоваться и неофициальными сведениями, замещая ими отсутствующие послужные списки и наградные листы, чтобы сделать доступными неизвестных широкой публике героев.

Бесплатно читать онлайн Сабля и шашка


Однажды ночью после безрезультатной вылазки по ближним вражеским тылам, князь (с которым мы волей случая делили походную палатку на двоих) предложил не мучиться бессонницей, а скоротать время до рассвета в беседе, в философских умозаключениях, как он выразился. Дело было летом 1915 года в расположении одного из полков Кавказской туземной конной дивизии (более известной в истории под названием "дикой", названием сиим ее "одарили" австрийцы, дико ее боявшиеся).

Князь был потомственный военный, природный Рюрикович! Не из главной ветви рода, из удельных, мелкопоместных, но чистокровный! Его предки воевали, защищая страну, минимум тысячелетие. Голубая кровь, белая кость, выше, благороднее и весомее его была только царская фамилия, да и то, как на нее еще посмотреть (первыми все-таки были Рюриковичи, а Романовы потом, и законность их воцарения достаточно спорна).

Князь окончил Пажеский корпус, офицерскую кавалерийскую школу и прослушал на правах вольного слушателя полный курс Академии Генерального штаба. Прямо скажем, нестандартно глубокое военное образование для того времени и той среды гвардейской кавалерии, где кроме Пажеского корпуса или Николаевского кавалерийского училища обычно вообще не учились и суть видели лишь в вине и красавицах, а не в тяготах службы. А тут профессиональный военный, интеллектуал, да еще какой! В русско-японскую войну 1904-1905гг. воевал во 2-м Дагестанском конном полку под началом хана Нахичеванского. Поэтому и сейчас выпросился из штаба кавалерийского корпуса в возрожденный 2-й Дагестанский в составе Туземной дивизии, хоть и в качестве прикомандированного, за должностным штатом.


Я с радостью ухватился за возможность пообщаться с интересным собеседником и подкрутил керосиновый фонарь поярче, чтобы видеть собеседника получше.

Князь вытащил откуда-то трофейную бутыль "Токайского" из отбитого неделю назад австрийского обоза и разлил ее сразу всю по кружкам.

–Не взыщите, поручик, закуски нет, а будить кого-то ради этого, совсем не хочется.

–Бог с Вами князь, нет нужды в этом, мне еще ужин "икается" после ночных "скачек".

– Ничего, привыкните. Человек ко всему привыкает, тем более на войне. Я вот раньше всегда долго засыпал, с детства причем. Всегда долго не мог угомониться, улечься, мешали любые звуки, нужна была абсолютная тишина на какое-то время. А сейчас? Да засыпаю где угодно, как угодно, лишь бы была возможность поспать. Хоть в седле, хоть на седле, хоть где, особенно хорошо на совещаниях спится, но тут бы начальству не попасть на глаза,– уже со смехом закончил князь… Итак, о чем бы нам пофилософствовать сегодня? Да вот хоть об этом – о главном оружии кавалериста, о сабле и шашке. Вы же, прошу прощения, всегда служили по кавалерии, поручик? Значит, опыт владения имеется?

– Так точно, Ваше сиятельство, только по армейской. В гвардию родословная не вывезла, – с сарказмом, не сдержавшись, уточнил я.

–Полноте, поручик, пустое! Давайте без сиятельств и без родословных! Мы на войне, пуля не спросит, чей герб древнее или чин выше. Итак, что скажете о своей "драгунке"?" Князь имел в виду нынешнее штатное холодное оружие русской кавалерии – офицерскую драгунскую шашку образца 1881/1909гг.

– Да оружие, как оружие, Хотя вспоминая кавалерийское училище (а я окончил Тверское) и нашего преподавателя по фехтованию, с удовольствием вспоминаю упражнения и с саблей образца 1841 года. В чем-то мне жаль, что мы перешли с сабли на шашку. Да с ней сложнее фехтовать, но чувствуешь себя с ней совсем по-другому и мне это ощущение нравилось!

– Браво, что у Вас есть такой опыт, поручик! Браво! Это зело полезно для понимания предмета рассуждения. Но Вы же, друг мой, понимаете, что владение саблей, это удел избранных. Она требует большей подготовки, внимания, соблюдения правил фехтования ею, и в конце концов, знания элементарных начал математики и физики, черт возьми! Это оружие поединков один на один, дуэлей или чего-то подобного. Пока война была суммой поединков отдельных бойцов – сабля была эффективна! А теперь, когда мы водим массы в бой и ставим целью управление этими массами на поле боя (хотя, чего греха таить, таких одаренных командиров у нас пока по пальцам пересчитать можно, остальные тупо в лоб "кладут" войска), сабле уже не место в таком бою.

Ну и потом, она наносит более легкие ранения в общем бою, т.е. не выводит человека из строя до конца, как правило, и он может продолжить сражение. Колоть-то в общей свалке Вы еще сможете, а резать уже нет, а уж тем паче рубить, как положено! И это сейчас, пока еще есть запас кадровых кавалеристов. А что будет, когда "подлесок-скороспелок" пойдет? Кто его успеет выучить-вынянчить с саблями-то? Война-то она, завтра не закончится, воевать будем, поверьте, еще не один год…

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru


С этой книгой читают
Рассказ основан на биографии реального офицера, рассказывает о двух эпизодах его военной судьбы, связанных между собой рядом обстоятельств. Речь идет о нечасто описываемых событиях осени 1914 и 1942 годов, происходивших в Карпатах и на Кавказе.Автор, многие годы занимаясь историческими исследованиями и реконструкцией военных судеб, стремится найти дополнительные, не всегда официальные, материалы, обогащая ими скупые строки послужных списков и наг
Данный рассказ – попытка воссоздать ключевой эпизод начала службы военного разведчика, чье имя никогда не станет достоянием общественности, чьи документы в подтверждение его судьбы никогда не будут опубликованы, если они еще существуют. Речь идет о событии, случившемся в 70-е годы 20 века. Автору, многие годы занимающемуся историческими исследованиями и реконструкцией военных судеб, иногда приходится довольствоваться только неофициальными сведени
Книга Татьяны Шороховой, члена Союза писателей России, «Война-спутница» посвящена теме Великой Отечественной войны через её восприятие поколением людей, рождённых уже после Великой Победы.В сборнике представлены воспоминания, автобиографические записки, художественные произведения автора, в которых отражена основа единства нашего общества – преемственность поколений в высоких патриотических чувствах.Наряду с рассказами о тех или иных эпизодах вой
Роман «Антипостмодерн…» – это злая и насмешливая книга, направленная на оскорбление современных течений в литературе, современного коммерческого искусства. Автор показывает, что за стремлением к новизне подчас скрывается комплекс неполноценности. Главный герой романа Артём Соловьёв мечтает когда-нибудь стать писателем. Правда, он никак не может определиться с тем, какого рода книги ему писать. Его взгляды на литературу постоянно меняются, причём
Для Любови Боровиковой, автора книги «День рождения», нет безусловной границы между поэзией и прозой. Ей привычно и в том, и в другом пространстве. Своеобразие данной книги – в простоте, с которой автор пересекает жанровые границы. Но простота эта не легковесна, она подчиняется трудно доставшейся мысли.
«Отверстие наверху захлопнулось с отвратительным чавкающим звуком. Свет едва просачивался через плотные эластичные стены. Спина прилипла к чему-то вязкому.Оправившись от шока, Яна Зорина с усилием поднялась, липкая густая субстанция нехотя выпустила ее, оставив на защитном костюме склизкие следы.Яна встала на выступы внизу стен и старалась не шевелиться, чтобы не соскользнуть в воронку посередине, заполненную мутной, густой жидкостью.Снаружи доно
Привычная жизнь холостяка журналиста Брайана Макгрори в какой-то момент круто изменилась: у него появилась любимая женщина, а вместе с ней две непоседливые дочки, две собаки и в придачу – большой ревнивый петух. Этот любимец трех женщин увидел в Брайане соперника и принялся самозабвенно с ним бороться. Стычки с петухом не прекращались. Но именно Цыпа превратил эгоиста Брайана в любящего мужа и отца.
Новая Зеландия. 1893 год. Юная Илейн унаследовала от бабушки не только красоту, но и бурный темперамент. В Уильяма, молодого золотоискателя, она влюбилась с первого взгляда. Ее чувство взаимно… Однако все меняет приезд ее кузины. Пылкая голубоглазая Кура – наследница знатного рода маори, ее экзотическая красота и талант сразили Уильяма. Сердце Илейн разбито… Но она готова бороться за свою любовь!
«Годовое кольцо» – это четырёхтомный поэтический сборник, который включает в себя около трёхсот загадок и стихотворений о природе России. Каждому времени года посвящён отдельный том.Широко использованы народные приметы, пословицы, поговорки.Книга воспитывает любовь к родному краю, учит понимать природу.Предназначена для семейного чтения, занятий с детьми, для проведения концертов, посвященных временам года.
В народном творчестве сказка всегда занимала большое место. Широкий простор в жанре сказки заняли волшебные приключенческие, бытовые устные произведения народных рассказчиков. В сказках простой народ мог в завуалированной форме выражать самые свои потаенные мысли, чувства, стремления. В сказках отражалась с особой яркостью и выразительностью правда народной жизни в прошлом: и безысходно тяжелые условия существования, и борьба не на жизнь, а на см