Степан Кулик, Говда Олег Иосифович - Сабля и знамя

Сабля и знамя
Название: Сабля и знамя
Авторы:
Жанры: Историческое фэнтези | Альтернативная история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Сабля и знамя"
Третья книга цикла "Пропавшая реликвия" о приключениях казака-характерника Тараса Куницы и его боевых товарищей - оборотня и чародея. Ведь реликвия, за которой охотятся все, от ляхов и до нечистой силы так и не найдена. Первая книга цикла "Призрак и сабля", вторая - "Сабля и крест" можно прочитать здесь же, на Литнет.

Бесплатно читать онлайн Сабля и знамя


1. Глава 1

«Здесь страх не должен подавать совета!..»

Данте Алигьери

От одного краю небосклона к другому, с юга на север, а может и наоборот, стелется пыльный шлях. Откуда он взялся, не помнил никто. Может, протоптали его лошади казаков и ордынцев, а может — чумаки накатали телегами и притрусили солью, возвращаясь с Гнилого моря. Вот только в лихие годы христианский люд предпочитал обминать его десятой дорогой, и пылили по шляху только пестрые чамбулы басурман, да плелись в Крым вереницы пленников и обозы с добычей. А потом, на долгие месяцы, словно вымирало все вокруг. И шлях зарастал такой же травой-муравой, как и везде, разве что ниже и жиже. Но не столько зоркий, как опытный путешественник всегда мог отыскать его среди бескрайней степи по высоким могилам и каменным бабам. И еще — по белеющим костям…

Уже далеко пополудни шляхом тем, тревожа копытами мелкую пыль, медленно плелся вороной конь. Тяжело посапывая, поворачивал он голову, и тогда глаз косился на всадника в монашеской рясе, будто спрашивая: как долго еще мучиться? А тот, опустив капюшон на лицо, дремал, привычно покачиваясь в седле...

И снились святому отцу не заутренняя молитва или всенощное бдение, а жатва.

Загорелые руки крепко сжимают деревянную рукоять, широко, с размахом кладут покос. Весело посверкивает лезвие косы, и полные усатые колосья устало ложатся на горячую землю. Босые ноги ласково, словно поглаживая, сминают стерню, шаг за шагом продвигаясь вперед уверенной поступью хозяина. Колеблется перед глазами золото хлебов, а между ними редкими, драгоценными самоцветами посверкивают васильки, маки, ромашки...

Не спохватишься, как уже вечер на дворе. И, Боже, как же прекрасен и благостен созданный тобою мир! Еще солнце не спряталось, а на небе уже блестит месяц. Теплый, свежий ветерок с реки снимает усталость. Вырвешь клок травы, оботрешь косу и улыбнешься. Забросишь на плечо и зашагаешь в село... Утомленные ноги, радуясь близкому отдыху, сами прибавят шаг. А возле дома только ноздри задрожат, вдыхая запах готовящегося ужина. Поднимешь к губам запотевшую крынку густого прохладного молока и затаишь дыхание, замрешь от наслаждения... Будто и не было дня, — многотрудного, сплывающего соленым потом.

Конь споткнулся, то ли вступив в старую осыпавшуюся норку, то ли — на спекшийся до каменной тверди комок земли, всадника качнуло сильнее, и он открыл красные, воспаленные глаза.

— Господи, — пробормотал тихо, — зачем посылаешь мне такое испытание? Ты же всемогущ и человеколюбец. Зачем же будить посреди степи, не дав даже во сне попить вволю и поесть досыта?

Человек в монашеской сутане прервал жалобу и принюхался. Ветерок, что повеял с юга, отчетливо доносил запахи пищи и человеческого жилья. Но как, ни всматривался путник в той стороне, до самого горизонта, лежала пустая степь. А еще дальше, почти на краю, тянулся к небесам лес, отсюда кажущийся всего лишь темной полоской грозовой тучи.

— Ну, за что я страдаю, если вдуматься? Неужели помочь другому… человеку, столь тяжкий грех, что я еще по сей день не искупил вину? — тяжело вздохнул всадник, перекрестился и с горечью взвел глаза к небу. — Мне бы хоть один взгляд оттуда бросить, вмиг бы все распознал. А снизу такое все одинаковое. К примеру, те деревья, что вдали. Это уже тот лес, что мне нужен, или еще нет? Поди, угадай… И дернул же черт исповедаться!.. Не мог подождать, пока дело не сладится? Вот что я стану отвечать Феофану, когда он спросит меня: «А поведай-ка, слуга царев, Василий, по какой такой надобности ты оставил Куницу без присмотра? Где реликвия?»

Орлов опять вздохнул, и с трудом удержался, чтобы не посмотреть себе за спину, на север. Туда, где в далекой Москве, ждал его донесения домовой Феофан. Тайный советник великого государя всея Руси — Иоанна Грозного.

— Вообще-то, Тарас парень с головой, и ничего с ним за пару дней не случится. Да и не один остался. С Небабой и Галлией. Вот только молод, неопытен — а нечисть вокруг так и вьется. Как бы не обвели хитроумные бесы простодушного парня вокруг пальца, или что у них там на лапах?.. Эх, поторопиться надо… цена-то огромная!.. Но и слова, данного на святой исповеди, нарушить нельзя. Если б сразу воспротивился, объяснил, — поп, может, другую епитимию наложил. Да чего уж теперь, брат Орлов. Взялся за гуж, не говори, что не дюж…

В это мгновение слабый звук, долетевший издали, заставил Василия замолчать и настороженно прислушаться. Но напрасно, вокруг по-прежнему шумел только привычный стоголосый, несмолкаемый гомон летней степи.

— Что за наваждение? — всплеснул руками Орлов. — Мог бы поклясться, что слышал пение петуха. А это — птица божья, и никакая бесовская сила не может ему подражать.

Ветерок подул чуть сильнее, снова принося с собой встревожившее путника кукареканье. Но, на этот раз, даже конь поднял голову, раздул ноздри и уверенно повернулся храпом к деревьям, надвигающимся на степь из-за горизонта по правую руку от шляха.

Всадник еще раз, испытующе посмотрел в ту сторону, понюхал воздух и снова вполне отчетливо уловил отдаленный запах дыма и… готовящейся пищи.

— Господи, не дай пропасть рабу твоему из-за доброты своей и искреннего порыва. Ведь не ради корысти, я подлог совершил, а только по любви и… чтоб душе, невинно умерщвленной, помочь.

Небеса по обыкновению не ответствовали. Впрочем, молчание — знак согласия и ободрения.

В лес опричник въезжал медленно, осторожно, а там и вовсе спешился.

В степи путник может надеяться на острое зрение, да на быстрого коня, а в лесной чаще каждый куст, любое дерево способно стать местом, где неосторожного подстерегает тать или хищный зверь. Нет дебрям веры, особенно если ты один и некому прикрыть спину. Потому и петляет торный путь вокруг, стараясь держаться подальше от зарослей, даже если дорога напрямки значительно короче.

Часа два пробивались путник и конь сквозь заросли и буреломы, пока Василий, в сердцах не помянул Тараса и его славного отца. Мол, будь они не ладны, Куницы, со своей Михайловкой, знали — где селиться. И, как по волшебству, лес тут же поредел и стал менее загроможденным. Здесь уже хозяйничали люди… Валили деревья на строительство, собирали хворост, выпасали скот. Теперь можно было ехать свободнее. Да и запахи становились все соблазнительнее...

Василий взгромоздился в седло, перекрестился и забормотал благодарственную молитву, самую короткую из тех, что знал, тогда как его конь, почувствовав дух человеческого жилья, без понукания, сам ускорил шаг. Тоже намаялся…

А меньше чем через час, в просвете между деревьями, показалось и село.

Вернее, сперва только кресты церкви и погоста. Но дальше, за храмом, — весело взбегая на пригорок, а то и подступая к самой реке, виднелись десятки белых малороссийских хат и, более привычных глазу опричника, рубленых изб.


С этой книгой читают
Деяния полководцев запечатлены на батальных полотнах художников в назидание потомкам и в память о былой славе и величии. Но никто не знает, сколько не менее ожесточенных сражений происходило, прежде чем на ратном поле сходились полки и армии. Только потому, что эти подвиги совершались обычными людьми. Зачем скачет на Сечь Олеся, зная, что женщинам вход туда запрещен под страхом смертной казни?.. Что и куда везет разбойничий байдак атамана Ворона?
Дикое Поле… Именно так помечены на всех старинных картах ничейные, безлюдные земли на стыке трех самых могущественных государств в этой части света XVI–XVII веков. Непрерывно полыхающий многотысячными сражениями, небольшими стычками и одинокими схватками огонь противостояния католицизма, магометанства и православия. Кто победит, чья возьмет, кому заселять эти бескрайние просторы? Конечно же, история не имеет сослагательного наклонения, и мы знаем
Минуту тому лежал в кровати и вот - обрыв, берег реки, подо мной труп какого-то мужика в вонючем тулупе, в руках сабля и... и ничего не понятно. Где, что, когда?.. Одно совершенно ясно - это не сон. Слишком уж все реально. P.S. Здесь нет чернухи, расчлененки и прочих изысков, только старые добрые приключения и, возможно, зарождающиеся чувства. Последнее не факт. Приятного чтения
Дикое Поле... Именно так помечены на всех старинных картах ничейные, безлюдные земли на стыке трех самых могущественных государств в этой части света XVI-XVII веков. Непрерывно полыхающий многотысячными сражениями, небольшими стычками и одинокими схватками огонь противостояния католицизма, магометанства и православия. Кто победит, чья возьмет, кому заселять эти бескрайние просторы? Конечно же, история не имеет сослагательного наклонения, и мы зн
Орфей – удивительная, таинственно-притягательная, грандиозная личность, наделённая всеми человеческими слабостями, божественным огнём, даром великого музыканта и мыслителя.Орфей, который был не просто уникальным певцом и композитором, но был одним из Учителей человечества, носитель новой Великой Идеи…Он – апостол и мученик, которому не простили его убеждений и уникальности.И всё же мне думается, что тема любви и верности гораздо важнее всего оста
Сказочная история о том, как простым кузнецом были созданы механические часы.Переплетение королевской лжи с правдой труженника. И кто победит в смертельной схватке между ложью и правдой.
За последние десятилетия историческая наука накопила достаточно материала, чтобы осветить по-новому или даже пересмотреть многие утвердившиеся концепции. В данном тексте автор попыталась обобщить современные научные факты, увязав их в литературный сюжет. В тексте использованы только слова «славянского происхождения». «Сказ…» тематизирует переселение некоторых родов западных славян с берегов Южной Балтики к озерам Нево (Ладожское) и Ильмень в пери
Дорогие читатели!Три разных истории, которые разделены временем, местом, жизненными ситуациями. Но их связывает одна общая идея: помимо внешних обстоятельств, герои ведут борьбу с самими собой. А вот, одержали они верх в этой борьбе или нет, можете решить вы сами.События развиваются динамично и интересно. Истории не перегружены излишним описанием подробностей, потому читаются на одном дыхании.В рассказе "Не герой", сюжет раскрывается с двух сторо
Пять лет назад в жизни Марка произошла страшная авария, которая изменила не только его жизнь, но и внешность. И теперь он живёт отшельником, в маленьком городке. Где случайно встречает Луизу. Они долго общаются по телефону, но когда все же происходит встреча, Луизу не пугает, как выглядит Марк. И кажется все прекрасно, они всегда вместе, совместный отдых, где Луиза соглашается стать женой Марка. Но только один вопрос остаётся открытым: кто же он
Вторая сказка из цикла "Сказки для детей, не ставших взрослыми, и взрослых, оставшихся детьми."
В выпускной квалификационной работе на основе анализа финансовых показателей последних лет и показателей производительности труда, предложен комплексный план мероприятий по повышению производительности труда и рентабельности предприятия.Предлагается реализация мероприятий по нескольких направлениям: мотивационная политика организации, оптимизация графика труда и отдыха персонала, формирование обновлений в кадровом и штатном составе, а также оптим
Роман о проблемах, которые обсуждают в общедомовых чатах нашей страны. О решении этих проблем народными методами. О том, как далеко это может зайти.