Федеральное и региональное законодательство в сфере ответственного обращения с животными: новшества и проблематика
Соловьёв Александр Сергеевич
председатель комиссии по экологической политике Московской городской Думы
[email protected]
Аннотация
В статье рассматривается процесс реформирования законодательства в сфере обращения с непродуктивными животными в России и в Москве, в том числе предлагаемые экспертами меры и подходы для его дальнейшего совершенствования. В тексте подробно проанализированы нормативные правовые акты разных уровней, имеющие влияние на правовой статус животных и обращение с ними в обществе.
Ключевые слова: обращение с животными, законодательство, Москва, нормативные правовые акты.
Разговор о новшествах в законодательстве об ответственном обращении с животными стоит начать с последних утверждённых изменений. 14 июля 2022 года вступил в силу Федеральный закон от №269-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].
Одним из основных изменений, внесённых данным законом, стало полномочие, а по сути требование к субъектам, разработать Порядок предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным Правительством [2]. При этом методические указания вступают в силу лишь с 1 марта 2023 года, а до этого периода регионам разрешается разрабатывать порядок по своему усмотрению. Однако, проект методических указаний уже разработан, размещён в открытом доступе и проходит процедуру общественной экспертизы. В качестве основных мер предотвращения предлагается следующее:
– мониторинг состояния популяции животных без владельцев;
– выявление и отлов животных без владельцев с последующим помещением в приют для животных;
– профилактика нахождения животных без владельцев в местах массового пребывания людей, в границах тепловых сетей и мест (площадок) накопления отходов, в местах, в которые их возвращать запрещено, и проявления животным без владельца немотивированной агрессивности по отношению к другим животным или человеку.
Среди этих позиций стоит отдельно выделить мониторинг состояния популяции животных без владельцев. Представляется необходимым на федеральном уровне закрепить единую методику для всех субъектов, в противном случае можно получить различные результаты из-за изобилия разных методик, а в некоторых случаях и вовсе те результаты, которые не отражают действительность, но выгодны конкретному субъекту. Дело в том, что многие методики основаны на методе экстраполяции данных. Например, в четырёх дворах посчитаны все собаки или кошки, которых удалось найти, и полученный результат умножен на площадь региона. Качество такого мониторинга оставляет желать лучшего.
Методическими рекомендациями также предлагается ввести показатель напряжённости ситуации. Рассчитывать данный показатель предлагается как отношение количества случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан к численности населения субъекта. Точно не известны идеи Правительства РФ относительно дальнейшей реакции после формирования таких индексов, однако такая методика предполагает реакцию постфактум, после причинения вреда жизни и здоровью граждан. С учётом введения требования о мониторинге популяции, в качестве эффективного превентивного механизма представляется целесообразным при расчёте индекса напряженности учитывать плотность населения и плотность стай безнадзорных животных на территориальных единицах (районы, микрорайоны, поселения и т.д.).
Также в 269-ФЗ введена возможность для субъектов устанавливать дополнительные требования к выгулу и содержанию животных, помимо основных, установленных 498-ФЗ [3]. Для Москвы это очень важное дополнение. Дело в том, что в Москве до сих пор действует Постановление Правительства Москвы от 08.02.1994 №101 (ред. от 07.10.2008) «Об утверждении «Временных правил содержания собак и кошек в г. Москве» [4], которое содержит основные права и обязанности владельца животного при осуществлении выгула и содержания. На данных правах и обязанностях владельца базируется несколько важных пунктов Кодекса об административных правонарушениях города Москвы [5], таких как загрязнение мест общего пользования в многоквартирных жилых домах и нарушение правил выгула на озеленённых территориях, территориях учреждений и общественных пространств.
В контексте упоминания Кодекса об административных правонарушениях следует упомянуть и о текущей проблеме несоответствия положений регионального кодекса федеральному законодательству. Как известно, с введением в действие 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», аспекты, которые можно классифицировать как жестокое обращение с животными, перестали быть региональным полномочием и перешли в федеральное ведение. Однако соответствующие положения в КоАП Российской Федерации [6] до настоящего времени не внесены, и за многие правонарушения, не попадающие под 245-ю статью Уголовного кодекса (жестокое обращение) [7] ответственность не предусмотрена. Тем не менее в Московском КоАП были более дифференцированные статьи, которые появились раньше 498-ФЗ. В частности, натравливание животного на другое животное; нападение животного на человека по неосторожности; содержание или транспортировка животного в условиях, приводящих к потере его здоровья, не соответствующих его биологическим особенностям и требованиям ветеринарно-санитарных правил; прекращение владельцем животного его жизнеобеспечения; проведение на животном эксперимента без обезболивания или выведение животного из эксперимента причиняющими боль методами. Формально, данные положения регионального КоАП в настоящее время не соответствуют требованиям федерального законодательства, однако федеральный законодатель административную ответственность до настоящего времени не установил, что создает правовую неопределённость.
Кроме того, затягивание принятия поправок в федеральный кодекс об административных правонарушениях имеет и более серьёзные последствия. В частности, с одной стороны, 245 статья Уголовного кодекса применяется достаточно редко из-за нежелания полиции заниматься данными вопросами. С другой стороны, в некоторых случаях самооборона может быть квалифицирована по 245-й статье.