Дело было в середине «нулевых» годов. Успешные в финансовом плане жители крупных городов, неожиданно вспомнив про плохую экологию в мегаполисах, всеми силами стали стремиться проводить максимум времени за городом.
Рынок загородного жилья оживился, выплеснув лошадиную дозу рекламы с известными согражданами на фоне альпийских горок, английских газонов и своих домов укомплектованных всем, более чем необходимым.
Ряды тех, кого раньше называли «дачниками» стремительно росли. Кто мог – покупал готовый дом, кто не мог или не хотел – арендовал его. Остальные – «строились», сутками напролёт изучая интернет, обогащая багаж своих познаний фрагментами теории из различных строительных специальностей, и познав пару-тройку ругательств на языках народов ближнего зарубежья, из которых тогда состояли большинство бригад.
Пока достоверно не известно, компенсировал ли чуть более чистый воздух на дачах вред нанесенный организмам трудящихся в их многочасовых поездках по перегруженным автодорогам и в переполненных электричках. Но факт оставался фактом: для многих граждан в те годы в их системе материальных ценностей дача была на твёрдом третьем месте (после квартиры и автомобиля).
Среди арендаторов загородного дома в то лето оказался и я с супругой и сыном-школьником. Получив бесценный опыт, мы теперь можем однозначно ответить на вопрос: что самое важное нужно при аренде дачи? И это – не протекающая крыша, не зануда-хозяин, не грибок в ванной, а достоверная информация о соседях. Но, обо всём по порядку.
Как нам тогда сказал риэлтер по имени Вадим, поиском дачи на два летних месяца мы занялись не просто поздно, и даже не «когда поезд ушёл», а «вы бы ещё в декабре насчёт новогодних праздников пришли!». Если точнее, то в середине марта.
Ну, а тогда он сказал пророческую фразу: «нормальных вариантов нет и уже не будет». Тем не менее, пообещал постараться что-нибудь подобрать. На том и расстались.
Прошли майские праздники, и мы уже почти смирились с тем, что просыпаться всё лето придется снова под звуки сигнализаций авто во дворе, а не от пения птичек за открытым на ночь окном. Как вдруг, появился «супер-вариант» и мы с Вадимом помчались его смотреть.
Это был небольшой двухэтажный кирпичный дом со всеми коммуникациями в старой «советской» застройке небольшого жилого посёлка. Внутри всё было, как говорят, «бедненько, но чистенько». Условия: аренда на всё лето, оплата вперед за месяц, депозит в размере ежемесячного платежа, оплата коммунальных услуг по счётчикам. Всё было слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но интуиция тогда подвела, не подав сигнал тревоги.
Вадим торопил и требовал ответа немедленно, крутя на пальце ключи от дома. В качестве «бонуса» он предложил заезд в ближайшие выходные дни, что означало проживание дня три-четыре бесплатно. Цена нас устраивала, других вариантов на горизонте не было, и мы согласились. Договор аренды подписали там же, от лица хозяйки действовал по доверенности Вадим. Интуиция вяло колыхнулась, но сигнал тревоги снова не подала. На душе было легкое моральное удовлетворение от того, что риэлтер ошибся, сказав про нереальность найти хороший вариант за такой короткий срок.
Несмотря на то, что дорога до дачи в субботу заняла у нас гораздо больше времени, чем когда мы ездили на «смотрины» в будний день, заселялись мы в последних числах мая, пребывая в приподнятом настроении.
Как оказалось, для комфортного проживания человеку нужно окружение из довольно большого количества привычных ему вещей. Поэтому процесс переезда у нас сильно затянулся, т.к. потребовалось сделать три «ходки» на автомобиле, и то – только чтобы перевезти самое необходимое. Остальное мы решили перебазировать в процессе проживания. Хорошо, что успели не всё…
Первые признаки того, что что-то здесь не так появились ещё в день переезда. Пока я метался от квартиры к даче, супруга разбирала привезённое мной барахло. Во время моего очередного прибытия, она мне сказала, что из окна соседского дома за ней непрерывно наблюдает какая-то женщина.
Я посмеялся и сказал, что, наверное, в масштабах конкретной улицы этого посёлка, наше появление – событие более интересное, чем текущие трансляции по ТВ и вообще, женское любопытство ещё никто не отменял.
Вечером мы сидели на веранде, пили вино и наслаждались тишиной, вяло покусываемые комарами. Жену явно что-то беспокоило, и она в итоге задала мне вопрос:
– Ты не спрашивал, почему предыдущие арендаторы съехали?
– Нет. А с чего ты взяла, что они тут были?
– На кухне в ящиках есть крупы с датой выпуска в мае этого года и в огороде несколько грядок засажено.
– Может быть хозяйка?
– Не похоже.
Ещё оказалось, что среди круп супругой также было обнаружено детское питание, а среди посуды детские приборы. При этом возраст хозяйки, именуемой Вадимом «бабка», почти полностью исключал наличие у неё малолетних детей.
– Может быть, к ней внуки приезжали? – предположил я.
– Может быть, – задумчиво ответила супруга.
Ночь прошла спокойно.
То, что в крупных городах люди живут в квартирах, зачастую не зная своих соседей в лицо, это скорее нормально. И то, что с ними практически не общаются, даже будучи знакомы – это тоже уже почти повсеместно. Другое дело – в небольшом посёлке и уж тем более – на улице с малоэтажной застройкой.
Так я рассуждал, ожидая у машины жену с сыном утром следующего дня для совместной поездки в супермаркет одной крупной торговой сети. День предстоял нелёгкий, так как затовариться планировалось минимум на неделю вперед.
От нечего делать я разглядывал соседние дома. Тот, что справа от нашего, был точно таким же, но без пристроенной веранды, зато с отдельно стоящим гаражом. У нас же был хозблок внутри участка, а для парковки отведено место сразу за воротами, слегка присыпанное гравием, вплотную к забору с соседом слева. Дом там был деревянный, одноэтажный и намного старее. И именно из него, по словам жены, за ней накануне наблюдала женщина.
Границы участков были обозначены заборами: справа была сетка-рабица, слева – старый деревянный штакетник, высотой около метра.
Поездка в магазин прошла штатно для этого мероприятия и мы вернулись спустя несколько часов с полным багажником покупок. На даче нас ждал сюрприз. Вдоль нашего дома, заглядывая в окна, ходила женщина. На вид ей было лет пятьдесят (плюс-минус), одета она была в спортивный костюм и домашние тапочки.
Увидев нас, визитёрша буркнула что-то типа «приехали уже», подошла к заборчику по левой границе нашего участка, приподняла край одной секции, сдвинула его, прошла на соседнюю территорию и поставила на место. Так мы узнали про наличие «тропы Хо Ши Мина» к соседу слева.