Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает…
Михаил Юрьевич Лермонтов. Герой нашего времени
Жизнь… Добро пожаловать в самую увлекательную, захватывающую и уж точно смертельную игру. В этот довольно короткий, отведенный вам по неизвестно каким причинам промежуток времени вы должны победить: стать счастливым человеком и пробыть таковым как можно дольше. Победа = счастье.
В этой игре не помешает иметь путеводитель – полную или хотя бы базовую инструкцию – некий набор правил, рекомендаций и предостережений о том, что вас ждет, не правда ли? Именно так и была задумана эта книга.
Всех волнует вопрос: как прожить яркую и насыщенную жизнь? Существуют ли нехитрые приемы, как стать более успешным? Может быть, это секретное знание находится совсем рядом, тут, за углом? В поисках ответов люди прочитывают десятки книг, но основная их масса оставляет лишь чувство неудовлетворенности. Сегодня сложно найти книгу, которая ответит на ваши вопросы глубоко и всеобъемлюще.
Когда я сел за написание этой книги, мною двигало прежде всего желание поднять уровень счастья в моей собственной жизни. Долгое время меня переполняли информация, наблюдения и бесконечные теории. Наконец, я захотел «вылить» всё это на бумагу: систематизировать и зафиксировать весь накопленный мною опыт, предложив читателю некую модель жизненной философии, с которой можно идти по жизни. И хотя ответов у меня не было, они стали приходить в процессе написания. Я хотел создать книгу, которую был бы готов, будь у меня такая возможность, отправить себе в прошлое.
Эта книга – поиск ответа на вопрос, как стать счастливым человеком.
Тема счастья проходит красной нитью через всю книгу, однако речь пойдет не только о счастье. Любая мысль, намерение, действие человека в конечном счете так или иначе устремлены к этой цели. Предметом изображения в этой книге является сама жизнь и человек. Эрих Фромм определял, что жизнь и есть искусство. «Предметом этого искусства является не та или иная конкретная деятельность, а сама жизнедеятельность, процесс развития того, что заложено в человеке потенциально. В искусстве жить человек – и творец, и предмет своего искусства; он – и скульптор, и мрамор; и врач, и пациент»[1].
Я пишу для людей сильных и независимых, привыкших полагаться только на себя. Если у вас высокие требования к себе и окружающим, если вы нацелены выйти победителем в схватке за успех, но вам необходимо разъяснение некоторых «нюансов», эта книга – для вас.
Дать инструкцию, как прожить жизнь, как стать счастливым… Объять необъятное. Весьма амбициозная затея! «Кто ты такой, чтобы учить меня?» – можете спросить вы. Я – обычный человек, стремящийся к счастью, как и вы. Судите обо мне на основе ценности написанного здесь. Всё остальное абсолютно неважно.
Могу вас успокоить – я не собираюсь расписывать свои подвиги и рассказывать о том, как я помог бесчисленному множеству людей обрести себя и как их жизнь (о чудо!) мигом переменилась. Я сам как читатель устал от подобного литературно-маркетингового «груза». К тому же я не психолог и не коуч. Наоборот, я собираюсь полоснуть по живому и поднять целый пласт своих личных проблем.
Обойдемся также без дурного тона американских психологов давать в начале книг обещания. Авторы сотен публикаций, обладатели научных степеней, профессора престижных университетов… Они оказывают консультационные услуги президентам крупнейших компаний мира… А что толку, если читать их все равно скучно?
Мне еще весьма далеко до состояния мудрой умиротворенности. Это – книга-крик, книга-вопрос. Однако она куда глубже обычных трудов на тему саморазвития.
Спросите себя, что вам было бы прочитать интереснее: очередной сборник утомительных экспериментов или книгу откровенную и глубоко личную?
Я сам отнес бы эту книгу к жанру философско-рационализаторской психологии. В то же время не совсем правильно будет относить ее и к разряду глубоко философских. В этой книге всё предельно конкретно и практично. Многие философские книги слишком далеко уходят в абстрактные понятия, здесь же речь идет не о первичности материи или тонкостях диалектики, но о том, что ежедневно находится перед глазами, – о нашей жизни, о наших стремлениях, о человеческой природе. Современный человек стремится рационализировать каждую сферу своей жизни. Эта книга также подчинена этой идее.
Местами книга имеет исповедальный характер. В ней, да простит меня читатель, я буду часто обращаться к своему личному опыту. Такая склонность к излишней саморефлексии вызвана не страстью к самолюбованию, но тем, что личный опыт – это самый ценный опыт. Вы скажете: «Не стоит судить по себе»? Позвольте вам возразить. Вы сами – это наиболее честный источник информации о желаниях и мотивах окружающих. Если вас мучает какое-либо желание и вы тщательно скрываете его, значит, то же происходит и с другими. Проницательному уму при чтении этой книги будет нетрудно разглядеть психологическую спектрограмму ее автора со всеми ее изъянами. Пускай. Возраст, когда стесняешься правды, пройден. Собственная жизнь и прошлое уже больше интересны мне в качестве подопытных, нежели как живописные полотна. Познание – вещь много более увлекательная. Открывать неказистую правду о себе бывает гораздо интереснее и полезнее, чем дрожать над своим иллюзорным имиджем. И чего уж там! Жизнь не такое долгое театральное представление, чтобы разыгрывать из нее восторженную оду.
Представьте, что жизнь ваша пролетит очень быстро, и вы этого даже не заметите. Уходя из жизни, что вы выберете перед самым ее концом? Узнать всю объективную правду о себе (пусть и неприглядную) при условии, что о ней узнают все, или оставить о себе благопристойное впечатление, но так и остаться слепым? Я бы выбрал – понять и познать всё до самого исчерпания.
Мне несколько раз пришлось перерабатывать целиком всю эту книгу, менять ее структуру и логику. Не раз я говорил себе: «Нет. Всё не то». Вначале я обнаружил, что в книге нет единой логической последовательной линии. Потом – что содержание ее смахивает на сладкий сироп. Тогда я решил «радикализировать» книгу, называя вещи своими именами. Мне приходилось стараться писать «на острие» своего сознания, так как написанное всего полгода назад порою становилось для меня самого примитивным и банальным.