О крещениях Руси
вступление
«То, что теперь называется христианской религией, существовало у древних и было присуще человеческому роду от самого начала веков до пришествия Христа, с которого времени истинная вера, уже существовавшая, стала называться христианство».
Святой Августин Блаженный
Русь, наша земля, как это написал Нестор, «велика и обильна, но порядка в ней нет». Увы, подобное справедливо будет сказать и на тему истории ее крещения. Библиография на тему крещения Руси велика и обильна, но вот порядка…
Второстепенные факты выпячиваются, главные же замалчиваются. А немалое число не замолчаных искажены так, что надо проявлять смекалку Путилина,1 чтобы сообразить, как было на самом деле.
Какое вот, например, могло быть пресловутое «поругание идолов»? Поругание, орудием коего св. Владимир избрал, якобы, те же воды Днепра, в которых – на следующий день – крещение? Кто дочитает книгу хотя бы до середины, тот согласится, думаю: ничего подобного близко не могло быть!
Подобное могло в те века где угодно быть, но только не на Руси! У нас на Руси только после никонианской реформы было забыто, что слово «боги» в христианских устах не зазорно. Разве не рек Апостол: «суть бози мнози, но суть един Бог Отец, из Него же вся» (1 Кор 8: 5, 6)? И разве церковные песнопения не о том же? «Бози есте. И – сынове Вышняго вси» (Пс 81: 6)! А также и в начале псалма: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит».
То есть Владимир сначала поругал сынов Того, в Коего – сразу после – покрестил свой народ?? И покрестил в той же самой воде, коей только что поругал???
Концы с концами не сходятся. Создали байку о поругании, чтобы замаскировать возможность увидеть важные факты. Отвлечь внимание от реальной, мощной на века до Владимира вглубь идущей истории последовательных крещений Руси.
А состряпали байку просто: путем подчисток и вставок в летопись. Дочитайте книгу до середины – сами увидите. И вот на этих-то подчистках да вставках, на шитых белыми нитками заплатках – море разливанное современной научной или, особенно, околонаучной литературы на тему крещения Руси. Библиография велика и обильна, но вот порядка…
А на самом деле вот что великое совершилось во крещальном Днепре 988 года.2 Тогда произошло великое упорядочивание (которое принесло как множество плюсов, так немного минусов). И упорядочивание сие состояло в том, что: Христианству, задолго еще до Владимира стоявшему на Руси, официально был придан статус ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ.
Владимир увенчал труд царственных православных предков своих, предшественников. Очерк очень краткий хронологический – в обратном порядке – христолюбивого подвижничества их таков:
• Еще за век с четвертью (точнее, за 121 год) до крещения Владимирова крестил Аскольд. И учредил в Киеве в 867 году Русскую епархию. Фотий, тогдашний Царьградский (Константинопольский) патриарх с восторгом писал о том архиереям всего христианского мира.
• А за век до крещения Аскольдова – в конце восьмого века, вскоре после седьмого вселенского собора, который состоялся в 787 году – крестил своих бояр и дружину русский князь Бравлин, что ходил в Таврию (Крым) с дружиной из Новгорода. Крещение совершил архиепископ Филарет. Свидетельствует это все житие св. Стефана Сурожского. (Кстати, не только эти, но и другие полезные сведения содержит житие св. Стефана Сурожского. Читаем из оного:
«По смерти же святого мало лет минуло, пришла рать великая русская из Новаграда. Князь Бравлин, очень сильный, пленил от Корсуня до Керчи. Подошёл с большой силой к Сурожу. 10 дней бился зло там и ворвался князь Бравлин в город, разломав железные ворота. Иже и преже Рюрикова пришествия в словенскую землю, не худа бяша держава словенского языка; воинствоваху бо и тогда на многие страны, на Селунский град и на прочих тамо, якоже свидетельствует нечто мало от части в чудесах великомученика Димитрия и святого архиепископа Стефана Сурожского»).
Целый архиепископ у руссов был во времена князя Бравлина Новгородского! И книги были у них церковно-служебные православные, влесовицей – рунами Велесовой книги – писанные, как то свидетельствует протоиерей Стефан Ляшевский в книге «История христианства в земле Русской с I (!!!) по XI век» (М., Фаир-Пресс, 2002).
• А за полтора века до крещения Бравлинова – основан был русскими витязями, что в Царьграде служили стражей, орден рыцарский перехожих калик. Это сейчас калик перехожих воображают себе какими-то увечными убогими страничками. Убогими – да, были они в исконном смысле слова сего: у Бога на страже стояли, с оружием в руках защищая православие. Это были православные странствующие рыцари. Много было бояр по городам русским из того братства. Имели все домовые церкви, а то и рубили храмы.
• А за три века до калик – царь-волхв Бус Белояр руссов крестил и принимал вместе с другими духовными учителями символ веры на первом вселенском христианском соборе.
• А за полтысячелетия до калик было 75 общин христианских в Таврии, основанных русскими учениками святого Климента Римского, рукоположенного самим первоверховным апостолом Петром. Этого святого Климента называет самым великим старцем древнерусская «языческая» (ха-ха!) Голубиная книга.
• А за полвека до Климента крестил руссов сам апостол Андрей Первозванный, то есть первый из всего рода людского призванный на служение Христом.
Такой вот беглый обзор. И это лишь очень кратко. И только про наиболее значимые события русской христианской истории. Подробней смотрите, например, в книге упомянутого протоиерея Стефана Ляшевского. У него целых две книги фактов! Слава подвижнику духа и неизвращенной христианской истории, который жил и работал, что называется, «без страха иудейска» (Ин 20: 19)!
Посему вывод. Где-то, наверное, христианство и насаждалось огнем и мечем. Куда-то приходило как иностранная и чужая, доселе не ведомая религия. Какие-то народы узнавали Христа только спустя тысячелетие или даже полтора после Его земной жизни… Но все это не про нас! Это не про Русь и не про народ русский!
С первого же века христианской эпохи существовало русское христианство. Ни гонений, ни переиначиваний (реформ) у нас до никонианской реформы-ереси не было. То есть у нас и только лишь у нас от начала сохранилось христианство самого Христа и апостолов.
И вот, в течение всего первого тысячелетия христианской эры – и первую половину второго – оно на Руси только лишь восходило от силы к силе, от славы к славе. Славяне славили христианство. Своей историей от начала его истории. Учителя и государи распространяли крещение и учение. Народ же воспринимал как чаемое. Тогда как большинство иных народов противилось. Когда же все-таки принимали, то как-то переиначивали. Кто впадал в отступничество, кто в ересь.