ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ вместо предисловия
Эта книга была написана в 2012 году. А в 2013—2014 годах случилось с миром то, что случилось, и мне пришлось книгу переписать почти полностью. Переписала из-за того, что тема свободы обострилась «до самого нельзя» у каждого, кто хотя бы иногда задумывается о жизненных смыслах и живет не где-то в тайге, а поближе к цивилизации. Такие задумывающиеся люди вслух или про себя задаются вопросами: что есть свобода? какая моя личная свобода? и что стоит, а что не стоит делать ради своей свободы? От этих вопросов иногда беда-а-а-а… Особенно, когда интересуешься новостями из мира вокруг. Чем больше влезаешь в эту тему, тем больше вопросов наваливается. Иногда, конечно, проясняется понимание, осознание, бытие. А потом опять вопросы, вопросы…
Если Вы, уважаемый читатель, заинтересовались названием, то, скорее всего, хотите быть более свободным человеком. Но я возьму на себя смелость предположить, что многим то, что изложено далее, не понравится. Не понравится даже читать, не говоря уже о том, чтобы выполнять предложенное или сделать какую-то из свобод своим жизненным принципом.
Однако именно делать, вернее, сделать жизненным принципом хотя бы одну из свобод и приводит к ощущению, которое мы, люди, трактуем как свободу.
Я описала далее свои личные наблюдения и выводы на пути исследования темы свободы, доступной на планете Земля.
Мое предостережение обращено к людям, которые понимают свободу только в направлении «свобода от…». Например, свобода от чужого мнения, свобода от навязанных обязанностей, от новостей по телевизору, от государства с его законами, от Бога с его или не его религиями и т. д. и т. п. Вам эту книгу читать лучше не надо. Для Вас есть масса других, подтверждающих вашу позицию, книг, статей, семинаров. А мои предложения покажутся Вам противоположными Вашей трактовке свободы, могут вызвать приступ несогласия и неприятных эмоций. При всем при этом информация уже залезет к Вам в сознание, и потом еще придется бороться с тем, чтобы вытряхнуть то, что не нравится, из головы и тела, а жизнь поменяется за это время. Оно Вам надо? Лучше бросить все, и на Гоа – действовать недеянием.
Остальным смельчакам желаю успеха на поприще Свободы!
Когда я была малышкой, я была абсолютно свободна, так же, как любой новорожденный на планете, но… я этого не помню. Я могу это утверждать, наблюдая за малышами вокруг. А потом я выросла и помню сразу, что я должна что-то уметь делать, думать правильные вещи, чувствовать определенные чувства. Как и когда это случилось с малышкой, которая родилась свободной? Э-эх… Полжизни (а, конкретно, с того момента, когда я впервые осознала несправедливость – лет в… три и до примерно тридцати четырех) основная масса моих мыслей, чувств и действий была направлена на борьбу с этой жизненной несправедливостью.
Угадайте, кто победил? Жизнь или я? Еще вопрос: я единственная в этой борьбе на Земле? Думаю, что в этом я была похожа на многих, только, возможно, возраст был у каждого свой. А еще интересно, была ли я свободна в то время, когда боролась, и – главное! – стала бы я свободнее, если бы добилась своего и стала независимой ни от кого и ни от чего?!
Удивительно, ведь ответы известны заранее, те ответы, которые даете и Вы сейчас, уважаемый Читатель. Но тогда зачем раз за разом, год за годом на эту борьбу мы переводим время своей жизни?
Эта книжка создана не для того, чтобы искать ответы на вопрос, почему и из-за кого мы не свободны, эта книжка для того, чтобы попробовать найти ответ на вопрос, как стать свободнее и сделать свою свободу реальной!
Определять свободу словами – это, конечно, философия чистой воды. Все философы мира бьются над тем, чтобы определить эту категорию жизни так, чтобы всем сразу стало понятно, как стать свободным человеком. В конце этой книги есть цитатник, быть может, кому-то он будет полезен.
Когда я пошла по пути к свободе, первое, что случилось в моей жизни, – открытие того, что чужие советы в этой теме не работают. То есть, сколько бы мне не говорили, что надо делать так-то и так-то, быть свободнее не получалось, я только больше и больше запутывалась. Поэтому пришел вывод номер один: моя свобода – это только моя свобода, и больше никто на свете не знает, как это – быть свободной лично мне? Иначе говоря, фраза «человек сам кузнец своего счастья» – есть непреложная истина. Оказывается, что только один человек во всем мире может выбрать быть свободным, определить размеры свободы и почувствовать свободу как субстанцию. Этот человек смотрит на Вас почти каждое утро в зеркало в Вашей ванной комнате.
Логично? Очень даже! Истина нашлась в русском языке. В нашей речи словосочетание «свобода выбора» употребляется чаще, чем слова «свобода» и «выбор» по отдельности. То есть, дорогие мои, выбор свободы за Вами.
Но! В этой истине заложена одна из главных «мин» на пути к свободе. Может, и Вам знакомо, как это бывает: человек осознает, что его выбор – только его выбор, и начинает настаивать на том, чтобы все вокруг этот выбор принимали, признавали, учитывали, уважали, ценили. В то же время все вокруг чей-то никак с такой задачей не справляются, но, что еще грустнее, выставляют встречные задачи – принимать, признавать, учитывать, уважать и ценить ИХ выбор. А иначе даже слушать не соглашаются. Последствия такого взаимного «озадачивания» – жестокое непонимание друг друга, которое приводит к потере человеческих взаимоотношений. Тупичок, однако… Выходим?
Один из выходов из тупика вроде бы наметился в цивилизованных западных странах: это декларация о том, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Прекрасное предложение. Но если согласиться с данным высказыванием, то очень скоро выяснится, что это означает всего-навсего поделить земное пространство по принципу «здесь мое, а там твое» – это ведь оно самое, начиная с детского сада, впитанное: не тронь меня, и я тебя не трону. Раз так, то у нас у каждого должно быть такое место, где никто нас не тронет (грубо говоря, не достанет). Ой, ой, ОЙ! Если так, то – ой! Пришел вывод номер два: местечек-то может на всех не хватить, да и места бывают разные – одни лучше, другие хуже, но все хотят «козырные». И получается, что такая свобода и не свобода вовсе, а та самая независимость, за которую надо бороться и, – что характерно, – погибать геройской смертью с памятью в веках. И кто не с нами, тот против нас. Память в веках – это круто, конечно, но хотелось бы и пожить свободной. Интересно, как быть сейчас с территорией? Ведь нас, людей, на планете, по последним подсчетам, около 8 млрд штук, а места маловато… Да и в борьбе за кусок «своей» территории люди становятся все более и более зависимыми от этой территории.