Небольшую книгу о семейном обучении я задумывала написать ещё в прошлом году. Мне не хотелось ограничиваться мини-буком на эту тему, но написать что-то более глобальное не доходили руки. Возможно, ей суждено было родиться именно сейчас, когда на фоне коронавируса всех обязали к дистанционному обучению, и во всевозможных чатах за последний месяц было вылито множество негатива, как от родителей, так и от учителей.
После этого кто-то задумался о семейном обучении, кто-то наоборот испугался «перенесения» школы домой, а кто-то просто ждёт окончания «карантикулов», чтобы вернуться к привычной жизни.
В руках вы держите книгу, которая поможет взвесить все за и против семейного обучения; понять, где ожидают подводные камни, и как примерно выглядит семейное обучение изнутри. И если вы решите всё же расстаться со школой, то выстроить процесс ухода конструктивно.
Мы кратко рассмотрим плюсы и минусы разных форматов организации учёбы дома: самостоятельного обучения, найма репетиторов или использования ресурсов онлайн-школ. Стоит ли идти по пути полного анскулинга, и какие могут быть проблемы в этом случае, стоит ли «расшколиваться», и как сдаются промежуточные аттестации.
Узнаем, что это за зверь такой: индивидуальный маршрут обучения, нужен ли он вам и когда. Обязательно поговорим о внутренней учебной мотивации, самодисциплине и здоровье, а также организации обучения младшеклассников.
Также я дам несколько рекомендаций по организации семейного обучения. Единого рецепта вы не найдёте нигде, потому что все дети разные, как и родители, но есть некие общие принципы, которые можно встретить у многих семей.
Решение о переходе на семейное обучение – это трудный шаг, и далеко не такой радужный, как вам могут обещать различные адепты в соцсетях. Это совместный труд родителя и ребёнка. И именно вы, родители, несёте всю ответственность за него.
Желаю вам успеха,
Ксения Малышева.
Немного истории семейного образования
В книге мы не будем углубляться в древние века, и давать подробные исторические справки, но назовём несколько фамилий, которые сыграли значительную роль в становлении движения к семейному образованию. И если вам станет интересно, то вы самостоятельно сможете узнать ещё больше.
Как таковое домашнее образование в России появилось задолго до традиционных школ, и было доступно только обеспеченным дворянским семьям. В XVIII-XIX веках в дом нанимались гувернантки и гувернёры, которые обучали всем премудростям отпрысков богатых граждан. Такое образование ценилось даже больше, чем гимназическое. Кроме того, для женщин в ту эпоху – это фактически был единственный вариант получить хоть какое-то образование, не считая монастыри. Но такое обучение не учитывало, ни стремлений, ни способностей, а, в основной массе, сводилось к определённому набору навыков.
Начало XX века не только в нашей стране, но и за рубежом, характеризуется всё большим количеством экспериментов в образовании. На трудах британского педагога Шарлотты Мейсон (The Original Home Schooling Series), вырастает большое количество последователей, в том числе и в послереволюционной России: Константин Николаевич Вентцель, Петр Фёдорович Каптерев, Станислав Теофилович Шацкий и другие.
Они поддерживали идеи индивидуальной траектории развития, творческой инициативы и обучения в связи с природой и окружающим миром.
Известный советский педагог Антон Семёнович Макаренко строит свою педагогическую теорию, которая исходит из обучения человека через коллектив. Именно он начинает первым говорить о социализации, но то, что в это понятие вкладывал сам Макаренко, не соответствует тому, что сейчас нам выдают за неё. Потому что нет той школы Макаренко.
В это же время в Великобритании проводит свои известные эксперименты Александр Нилл, который в 1924 году основал частную школу под названием «Саммерхилл». Основные отличия состояли в том, что в школе ученики сами выбирали, чему учиться, их не оценивали, не отчитывали за прогулы: «школа для ребёнка, а не ребёнок для школы» – вот главный тезис Саммерхила.
В 30-х годах в Советской России экспериментам с обучением был положен конец, поскольку перед государством стояли новые задачи. Так родились традиционные сталинистские/советские школы, система в которых сохранилась до сих пор, но программа претерпела значительные изменения за последние 30 лет. Поэтому совершенно некорректно сравнивать советскую и современную школу – это две больших разницы, как и между школой Макаренко, и советской школой 70-80-х годов.
На западе наравне с традиционными школами и сейчас существуют школы наподобие Саммерхила. Они также являются частными. Связано это с тем, что любому государству обычные школы проще контролировать, оперируя отчётами, оценками и планами (всё ведь нужно померить и оплатить), а не какой-то особой «зловредностью».
В общем, как и сто-двести лет назад, наши дети, нужны только нам, родителям, и то, какое образование они получат, тоже хотя бы частично зависит от нас.
Семейное обучение в разных странах мира
Прежде чем перейдём непосредственно к семейному образованию в России, давайте, заглянем, а как устроено у соседей, и не совсем соседей.
В настоящее время почти каждый десятый школьник США на семейном обучении, но ещё до 1980-х годов такую форму обучения можно было выбрать лишь по религиозным соображениям.
Законодательная база каждого штата своя, поэтому и требования к родителям, которые хотят перевести детей на семейное обучение, разнятся. В одних штатах вообще не нужно сообщать о своём выборе в соответствующие органы, в других нужно не только сообщить, но и показать учебный план, и сдать тестирование. Кое-где семьям выделяют финансовую поддержку на дополнительные занятия и учебники, но это скорее исключение.
Социализации детей на семейном обучении в США уделяется много времени: семьи общаются, проводят дружеские посиделки, организуют встречи и выезды, где обмениваются опытом и часто проводят образовательные мероприятия.
Именно из Соединённых штатов пошло выражение: хоумскулинг (homeschooling) и хоумскулер (homeschooler), которые по-русски означают «семейное образование» и «семейник».
Система семейного образования во многом похожа на российскую. Начиная с того, что для перехода нужно написать заявление в местное отделение министерства образования, заканчивая наличием права, а не обязанности сдавать промежуточные аттестации.
И хотя канадская система образования имеет аналог российского образовательного стандарта – документ Prescribed Learning Outcomes, в Канаде возможен полный анскулинг. Отношение к «семейникам», в целом, лояльное, но до финансовой поддержки не доходит. В каждой провинции есть свои собственные требования.