Главы представляют собой сет, в котором сменяют друг друга волны, люди, события и откровения. Поэтичные рассказы о победах над волнами и над собой перемежаются чисто практической информацией – что такое лиш, как рождаются волны, как правильно ставить ноги на доску и куда при этом смотреть. Вместе две эти сплетающиеся линии прекрасно показывают, что серфинг – хотя и называл его Джек Лондон спортом богов и героев – открыт и доступен. Каждый может найти в нем свое место, поймать волну и испытать ту гамму чувств, которую может подарить только океан и активное общение с ним, независимо от возраста и уровня спортивной подготовки. Словом, книга эта о серфинге. И все же не только о нем.
За историями из жизни преподавателя серфинга и его учеников есть кое-что еще. Двойное дно, секрет которого кроется в личности автора. Никита Замеховский-Мегалокарди – поэт и серфер. И философ – добавит каждый, кто знаком с ним и его текстами. Его истории, как и его уроки в Русской школе Serf Discovery на Бали, начинаются с того, как управлять своим телом, но приходят неизбежно к разговору о духе. И книга его – о том, что происходит с человеком на волне, не только в физическом, но и в метафизическом плане. Каждый, кто хоть раз оказывался на берегу океана, чувствовал первозданную мощь водной стихии. Сколько ее ни приручай – домашним котенком не станет. Но тем, кто находит с ней общий язык, многое дается. Открытия, как и волны, у каждого в серфинге свои. Один посмотрит в глаза страху, другой избавится от обид и злости, третий найдет среди волн себя. У автора, прошедшего когда-то давно все этапы, теперь роль демиурга – он наблюдает, замечает, и тем, что увидел, – делится.
О серфинге ли эта книга? Или о том, как серфинг, в котором нет ни соревновательности, ни обязательной планки достижений, никакого мерила успеха, кроме собственных ощущений и эмоций, становится точкой осознания чего-то важного, что мало кто способен выразить словами? Впрочем, в рассказанных историях, как и в самом катании на доске, каждый увидит то, что захочет, – описание базовых элементов, которые могут стать первой ступенькой для тех, кто только собирается начать обучение; примеры первых падений и непременных последующих удач начинающих серферов; или не связанные ни с водой, ни с серфингом жизненные ситуации и повод сформулировать внутри себя важные вопросы, на которые древний мудрый океан, возможно, захочет дать ответы.
Ирина Осипова,
искусствовед, журналист
«Нельзя менять призвание»
– Никита, ты человек с необычной профессией… Бывают ли у тебя мысли о том, чтобы ее сменить?
– Не могу сказать, что с такой уж необычной. Нас уже много, инструкторов. Профессию менять можно. Нельзя менять… призвание, наверное, так.
Я не выбирал эту профессию, все произошло само собой, а если я ее не выбирал, как я могу ее сменить?
– Ты больше катаешься сам или больше учишь?
– Не скрою, я хотел бы кататься больше. Но мне очень интересно учить людей и смотреть, как катаются они.
– В каком возрасте можно начинать заниматься серфингом? И есть ли возраст, когда надо заканчивать?
– С четырех-пяти лет можно начинать. Поль Брэгг умер на доске для серфинга в 86 лет.
– Какие природные или погодные условия нужны для успешного серфинга?
– Разумеется, должны быть волны. Все остальное: температура воды, состояние атмосферы, дождь, снег – не важны абсолютно. Желательно, чтобы не было ветра. Но главное условие – должны быть постоянные, не штормовые, а послештормовые волны, которые называются свеллом, или зыбью. Такие иногда бывают на Черном море, иногда – на Азовском и на Балтике, они все время есть на Камчатке, частенько – в Японском море. И идеально это условие соблюдено на Бали и на Шри-Ланке.
– Различаются ли места для катания по уровню сложности?
– Безусловно. В брошюрах и на сайтах, описывающих разные споты всего мира, всегда есть соответствующие обозначения: all surfers («для начинающих»), experience surfers («для опытных»), pro surfers («для продвинутых») и – камикадзе.
– А можно ли серфить в России, и если да, то где?
– И учиться, и кататься в России можно – катаются и на Черном, и на Балтийском море. Один мой знакомый катается на севере, в Архангельской области. Можно кататься на Камчатке, там очень хорошие волны. Единственное, что надо иметь в виду: почти все перечисленные мной споты очень капризные, и никогда заранее не угадаешь, будет ли волна. Я учился кататься на Черном море в Крыму, но я там жил и мог себе позволить ждать волну по полгода. Более-менее стабильный спот в России – это Камчатка, но там холодная вода, это не очень комфортно, хотя учиться можно и в холодной воде. Но все же я считаю, что лучше всего начинать свой серфинг в тропиках.
Сейчас у многих есть возможность посещать Бали, Шри-Ланку, где постоянно присутствует совокупность комфортных для обучения условий – ровные волны, удобное дно, дружелюбные «локалы» (местное население. – Прим. ред.). А продолжать уже можно где угодно, поскольку современные технологии позволяют производить комфортные гидрокостюмы для холодной воды. На мой взгляд, серфинг в России – для более-менее обученных, но если нет другой возможности, учиться можно и на российских спотах.
– Как правильно выбрать доску для серфинга, на что обратить внимание? Должны ли быть на доске магические орнаменты или волшебные слова?
– Прежде чем самому выбирать доску, сначала научитесь кататься на надежной ученической доске в школе. И тогда вопрос отпадет сам собой. Потому что доска выбирается в зависимости от уровня. Скажите мне, какой у вас уровень катания, и я скажу, на что обращать внимание.
Нужны ли магические крокодилы? Катаются не на орнаменте и не на крокодиле, а на волне. Поэтому орнамент – самое последнее, на что стоит обращать внимание.
– Сколько времени в среднем нужно потратить на подготовку, прежде чем сможешь поймать свою первую волну?
– Сложный вопрос, потому что средних людей не бывает. Среднюю величину в данном случае назвать невозможно. Все зависит от человека, его моторных навыков и физических данных.
– Насколько важна роль инструктора при обучении серфингу и можно ли научиться кататься самому?
– Уверенность в себе и самоуверенность – две совершенно разные вещи. Уверенных в себе море любит, самоуверенных – жестоко наказывает. Я учился сам, но не потому, что я такой молодец, – просто в 1994 году в поселке Приморский не было преподавателей серфинга. Было море, волны, был, собственно, я, и было время, чтобы все три эти составляющие связать в одно. Но если у вас есть возможность обратиться к инструктору – сделайте это. Потому что я учился очень долго. Гораздо проще учиться серфингу на чужих ошибках, получать инструктаж и узнавать океан со слов человека, имеющего больший опыт общения с ним. Это быстрее и это того стоит.