«Сначала мы, как полагается, чихали и пищали. А потом мы принялись за 4 (четыре) действия арифметики:
Скольжение, причитание, умиление и изнеможение»
(Льюис Кэролл «Алиса в Стране чудес»)
Мы с вами живем в век гигантских скоростей, компьютеризации всех или почти всех областей жизни. У каждого из вас имеется электронное устройство, и даже не одно. Вы пользуетесь им, не зная, и не особенно напрягаясь, принципа действия, которого вам не скажут 99 % взрослых.
Парадокс – слишком сложное – перетекает в простейшее, квадратура круга.
В моем классическом школьном восприятии информация изучалась, воспринималась через изучение массы книг, многие из которых были ценными, некоторые, несмотря на большой объем, не очень удачными. Теперь ситуация изменилась: пара кликов, и информация под рукой. Что не поменялось? Систематизация и комбинация фактов.
Компьютер может многое, но он не является творцом. Человек должен быть первым в том, что касается стратегического планирования в любой области. Последнее утверждение начинает казаться спорным, особенно в свете появления нового поколения компьютеров, которому присвоено название – искусственный интеллект. Искусственный интеллект просчитывает миллионы вариантов событий.
Детские ошибки программирования остались в прошлом. Например: советские ученые решили создать суточный рацион питания человека с точки дешевого (в ценах СССР) оптимума. Ввели данные. Ответ обескуражил! Двадцать килограммов свежей капусты. Другой пример программирования – уже человека (французским философом – Буриданом). Он сформулировал «неразрешимую» знаменитую задачу. Стоит ослик, слева от него стоит стог сена, но и справа стоит точно такой же. Подходит время еды. Вопрос: какой стог сена выберет ослик? Ответ философа потрясает: ослик умрет с голоду. Логика такая: ослик очень упрям – стога слева и справа одинаковые – будет выбирать – предпочтения нет – умрет с голоду. При этом не учтен только один фактор: ослик хочет жить.
Существует две ипостаси развития события – логика и обман (блеф). Логика – предмет нашего учебника. А вот пример блефа. Военнослужащий (после физфака) красит на высоте деталь сверхсекретной ракеты, внезапная проверка вооружения высокой инспекцией. Ведерко с краской остается на ракете. Вопрос высокой комиссии, смотрящей на ведро: «Что это?» Ответ: «Новейший синхрофазотрон». К сожалению многих, но факт: блеф проходит только с человеком. Эмоций же у искусственного интеллекта нет. Победить искусственный интеллект можно только глубиной логики. Многие вещи, еще недавно бывшие фантастикой, сегодня, во многом благодаря искусственному интеллекту, стали фактами жизни. И если человек не хочет быть на обочине созидательных событий, ему надо изменять инерцию сознания. Удивительно, но факт: мерой сравнения разумности двух различных искусственных интеллектов является игра – шахматы. Этакий градусник разумности. Почему шахматы, а не какая другая стратегия? Ответ вас удивит: она бесконечна.
Кто автор игры? Откуда она родом? Вопросы остаются в воздухе. Правильный квадрат 8–8. Тридцать две фигуры. И завораживающая бесконечность продолжений игры. Которая до сих пор не просчитана, в которой можно реализовать не разгаданную соперником фантастическую стратегию победы.
Постулаты игры можно формулировать так:
1) победа – любым не противоречащим игре способом;2) теоретическая бесконечность пребывания фигур на доске;
2.1) при ненахождении конечного и окончательного алгоритма победы
В процессе моего повествования очень важен плотный контроль над всеми входящими нюансами – поэтому буду пунктуальным. Итак, пора познакомиться с доской…
Первые данные о шахматах датируются вторым веком нашей эры. Индия, Месопотамия, затем Арабский Восток, затем, по известным источникам, через арабские завоевания Сицилия, Испания. Далее военный характер игры понравился европейцам, и через обязательное обучение в дворянской среде шахматы стали известны всей Европе. К нам в Россию (Русь) первые шахматы попали, скорее всего, по известному торговому пути из Скандинавии (из варяг) в Персию (в греки), по крайней мере, новгородские раскопки датируют шахматы восьмым веком нашей эры. С той поры шахматы практически не изменились. Единственное крупное изменение коснулось королевы или ферзя (королевский указ Изабеллы испанской). И всегда была шахматная доска.
Диаграмма 1
Геометрия шахматной доски парадоксальна. Осуществляются принципы не евклидовой геометрии.
В средней школе изучается так называемая евклидовая геометрия. Одна из основных аксиом (утверждений, не подлежащих ревизии, пересмотру) которой, следующая: кратчайшим расстоянием между двумя точками – является одна прямая линия. На шахматной доске таких прямых может быть несколько (от одной до 357 – движение от поля е1 до поля е8). Движение фигур может и осуществляется как по традиционным прямым, так и по ломаным линиям. Общее расстояние при этом не меняется.
Диаграмма 2
Эта позиция на доске возникла на доске после ходов:
1) d3 – d6; 2)e3 – e6; 3) b3 – b6; 4) g3 – g6; 5) c3 – c6; 4) f3 – f6; 5) c4 – c5; 6) f4 – f5; 7) Kc3 – Kc6; 8) Kf3 – Kf6; 9); Лb1 – Лb8; 10) Лg1 – Лg8.
Она носит название «табия “Альмуджаннах”». Мы видим магический квадрат, где сумма чисел каждой строки каждого столбца, а также двух главных диагоналей равна 260. Этот же рисунок, только без фигур, будет предметом дальнейшей работы. Итак.