Глава 1. Тиньтилипунь и земляной народец
В древнем дереве, что стоит на большой горе, живут маленькие его охранники. Они невидимы обыденному взгляду. В сердце дерева между его великих корней живут земляные шустрики. Их город славится богатством и красотой. Корни создают своды из сверкающих драгоценных камней. Алмазов, сапфиров, изумрудов, топазов, аметистов, хризолитов и многих других, так что шустрики даже в школе изучают отдельный предмет, чтобы узнать все эти камни. Самое восхитительное место в городе – это главная площадь. Сверкающий потолок плавно переходит в сверкающие стены шустрых домов. Они расположены прямо в полостях корней. На искусных резных дверцах вы сможете прочитать имена живущих там. А заглянув в окошки, наблюдать скромный быт земляного народца. Вот одна из дверей открылась, и из нее выскочил маленький человечек… а за ним – огромный черный крот. Со стороны могло показаться, что крот гонится за шустриком, чтобы его съесть, – такая у них была погоня. Но на самом деле это лучшие друзья, Тинь и Вилли. Они по просьбе мамульки Тиня бегут на рынок за осенними плодами.
Земляные шустрики – человечки крепкие и энергичные. Они носят серую удобную одежду из особого материала, его получают из древесных волокон. Этот материал отличается своими свойствами: он мягкий, никогда не мнется, прочный и легкий. А фасон одежды каждый шустрик придумывает себе сам. В серой одежде так удобно работать у корней, да и хватало шустрикам сверкания вокруг, так что при взгляде друг на друга хотелось просто увидеть милое лицо, а не сияние камней. В этом шустрики были едины.
Волосы земляных шустриков такие прочные, что их используют как нитки для одежды. Дамочки для экономии всю жизнь растят косы. Мужчины – пренебрегают. Косы мешают копать!
А раскопки – любимое дело шустриков. Это они украшают площадь драгоценностями, что нашли в недрах земли. Главное дело народца – охранять корни от напастей. В истории города случались тяжелые времена: нашествие больших красных муравьев, землетрясение и потоп, сухие годы и сколопендры, с последними сражаются до сих пор. Но с нашествия прошло уже несколько лет, и сегодня это остатки армии, не захотевшие или не успевшие бежать.
Взрослая сколопендра может схватить шустрика сотней своих лапок и вмиг с ним расправиться. Но шустрики не так просты, они орудуют копьем. А еще у каждого боевого шустрика есть крот. Кроты чуют сколопендру за километр, это же их любимая еда! Именно кроты помогли выиграть войну с черными сколопендрами. Они вовремя подоспели с подмогой, да так и остались у шустриков – помогать копать новые тоннели и охранять границы города.
Тинь добежал до рынка и теперь торгуется за плоды. На нем большая мамулькина шляпа. Он трясет своей круглой головой с большой копной волос, щурит большие черные глаза, то снимает, то снова надевает большие очки. От природы глаза земляных шустриков хорошо видят в полутьме тоннелей, но цивилизация вносит свои корректировки – блеск городских стен жители наблюдают через темные стекла модных очков. Тинь четко выполняет ритуал торговли, не торопится брать товар в руки и все приглядывается и принюхивается, сбивая цену. На голове у шустрика два мохнатых ушка, как у медвежонка, а между ними антенна с фонариком. Это из-за них, из-за фонариков горожан, своды дерева искрятся и переливаются. Убери с площади всех шустриков – и город погрузится во мрак. Так бывает, когда бьет большой колокол, и все, заканчивая работу, спешат в свои квартирки. Они находятся прямо здесь, в древесных стенах площади. Так что, когда все человечки зажигают фонарики в своих домах, огоньки вспыхивают по всей высоте корня, будто это небоскребы окружают площадь.
Фонарики шустриков горят, только когда те не спят. Если шустрик болен – фонарик горит слабо. А если шустрику интересно, фонарик светит ярко-преярко! Поэтому на рынок шустрики часто отправляются в шляпах, чтобы скрыть свой интерес к товару и чуть-чуть поторговаться.
Многие земляные шустрики ходят на раскопки, это их основная работа – исследовать корни дерева и составлять карту. Карта находится прямо здесь, на главной площади, она вымощена прямо на мостовой. Ее дополняют, когда отрывают новые корни, тоннели и пещеры.
Около особо больших корней проходят широкие тоннели шустриков, они тоже освещаются драгоценными камнями и фонариками шустриков. Тоннели уходят далеко вглубь земли, потому что дерево ооочень старое. Покончив с заданием, Тинь уже мчится домой с покупками. Ему не терпится вернуться к вчерашней находке, там, где не бывал еще ни один шустрый копатель.
Тинь любит забираться в самые дальние уголки их мира, где совсем нет шустриков, где корни становятся тоньше и есть не изученные пещеры. Он мечтает прорыть тоннель так глубоко, чтобы посмотреть, что находится там, где кончается земля и корни великого дерева-дома.
В корнях было много пустынных пещер, покрытых мраком, – да, они таят опасности, но еще и самые удивительные приключения! А с тонким нюхом крота Вилли Тинь уверен в том, что их ждет только хорошее. Вилли за километр чувствует сколопендру, а больше им вдвоем вообще никакая известная живность не страшна.
Итак, они занесли плоды домой и отправились на раскопки. Чтобы быстро добраться до места, у Тиня был свой способ – изобретение с колесиком! Это доска для ног с высокой держалкой и одним колесом посередине.
Вилли схватил веревку зубами и потянул, да так быстро, что Тиню пришлось уворачиваться от прохожих и тележек шустриков. И только когда в тоннеле стало совсем мало шустриков, Вилли умерил бег, – они с Тинем уже хорошенько отъехали от городских магистралей. Здесь, как и в центре, свет давали цветные драгоценные камни. Алмазы, сапфиры, изумруды в потолке ловили каждый лучик с фонаря на голове Тиня и, перекликаясь, раздавали лучи другим камням. Получалось, если шустрик заходил в пещеру, то вся пещера освещалась, как танцевальная площадка. Земляные шустрики доставали камни и меняли их на полезные вещи у шустриков листвы, но камней здесь внизу было полным-полно, так что хватало и на торговлю, и на освещение.
Тинь и Вилли добрались до одной из новых пещер. Пещеры непредсказуемо появлялись в корнях дерева то тут то там, но могли и обвалиться, засыпав прежнюю пещеру, при этом появлялась новая, с новыми камнями и тайнами. Мало кто знал об этой пещере. Тинь не очень-то аккуратно заносил открытые пещеры на карту, за что, впрочем, часто попадал на ковер к мудрецу и получал трепку потом от мамульки.
Исследователей среди шустриков не так уж много, а копателей сотни. Как только на карте, что висит на главной площади города, появляется новооткрытая пещера, шустрики устремляются туда отрядами и копают веселой гурьбой с песнями и шутками. Но Тинь не очень-то любил шумные сборища.