Иннокентий Смоктуновский - Сибирский Гамлет

Сибирский Гамлет
Название: Сибирский Гамлет
Автор:
Жанры: Кинематограф / театр | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Сибирский Гамлет"

Иннокентий Михайлович Смоктуновский, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Участник Великой Отечественной войны.

Однако он был не только гениальным артистом, но и гениальным человеком. Его жизнь – своего рода многосерийный фильм, вобравший в себя захватывающие эпизоды биографии великого актера великой страны с ее непростой историей, с ее радостями и печалями.

Именно в Красноярске началось восхождение паренька из сибирской деревеньки Татьяновки на театральный Олимп – к всенародному признанию и славе… Красноярский край навсегда так и остался в послужном списке артиста стартовой площадкой или своего рода творческим трамплином.

С величайшей благодарностью городу Красноярску и его гражданам, пишет в предисловии его дочь Мария Иннокентьевна, посвящается эта книга.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

К бумажной книге прилагается компакт-диск с записью интервью Гаянэ Романовны Амбарцумян, начальника управления по связям с общественностью ФГУП «Мосфильм»; Марии Иннокентьевны, дочери И.М. Смоктуновского, и фильма «Неотправленное письмо» (реж. М. Калатозов, Мосфильм, 1959 г.).

Бесплатно читать онлайн Сибирский Гамлет


© Смоктуновский И.М., 2022

© Издательство «РАСТР», 2022

* * *

Издательство «РАСТР» выражает искреннюю благодарность Марии Иннокентьевне, дочери И.М. Смоктуновского;

Шахназарову Карену Георгиевичу, генеральному директору ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм», и начальнику управления по связям с общественностью Амбарцумян Гаянэ Ромэновне;

Быкановой Татьяне Валерьевне, директору МКУК «Краеведческий музей Шегарского района», Томская область;

Воронцовой Елене Ивановне, методисту школьного музея имени И.М. Смоктуновского, город Красноярск;

Жемчугову Александру мл. за предоставленный материал записи интервью предисловия к диску;

Матюниной Дине Мнировне, генеральному директору агентства «Алгоритм», за помощь в подготовке этого издания.

Сибирский Гамлет

Дорогим красноярским читателям посвящается это издание книги

Мой отец, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, сыграл множество ролей в фильмах и спектаклях, отмеченных престижными международными наградами, завоевавших любовь миллионов зрителей и признание самых взыскательных жюри…

Однако он был не только гениальным артистом, но и гениальным человеком. Его жизнь кажется мне своего рода многосерийным фильмом, вобравшим в себя захватывающие эпизоды биографии великого актера великой страны с ее непростой историей, с ее радостями и печалями. Не знаю, стал бы Иннокентий Михайлович Смоктуновский тем, кем стал, если бы родился в другое – спокойное, безмятежное – время, в большом городе, если бы не столкнулся с суровыми испытаниями, из которых он в конце концов практически всегда выходил победителем. Недаром говорят, что сибиряки – народ особый. А папа был самым настоящим, коренным сибиряком – родом из небольшой томской деревеньки с симпатичным названием Татьяновка; так нарекли ее крестьяне-основатели в честь одной из дочерей правившего тогда императора Николая II…

В начале 1930-х годов голод заставил семью Смоктуновичей сняться с насиженных мест и переехать в Красноярск, где жила родная тетя отца, Надежда Петровна. Жить приходилось тяжело, у папы было еще пятеро братьев и сестер. И хотя мой дед Михаил, одаренный незаурядной физической силой, работал грузчиком в красноярском порту, прокормить шестерых детей было сложно, и родители Кеши решили отдать двух старших сыновей бездетной тете, они поселились в Покровке. Иннокентий с братом Аркадием учились в школе № 14. В шестом классе папа начал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актер Синицын. В 14 лет Иннокентий впервые попал в театр – Красноярский драматический им. А. С. Пушкина; много лет спустя он рассказывал о первом увиденном спектакле: «Сейчас уже я понимаю, что это было просто дурно по вкусу, но тогда вышел потрясенный… Должно быть, я был очень добрым зрителем или во мне уже тогда заговорило нутро: попал домой».


Свидетельство о рождении Смоктуновича Иннокентия Михайловича, 1925 г. Оригинал находится в Красноярском краеведческом музее, копия – в музее И.М. Смоктуновского в школе № 14, г. Красноярск


О, редкий снимок! Первая моя фотография. Моя мать – Анна Акимовна. Родные и двоюродные братья и сестры и я – в центре. Предположить, что этому лицу суждено быть Гамлетом и тем более Мышкиным, просто невозможно


Мать Анна Акимовна во дворе дома в Покровке


Братья Иннокентий и Владимир учились в 1-м классе школы № 17 на проспекте Мира, 24


Красноярск, Покровка, школа № 14. Позже здесь учились братья Смоктуновичи


Братья-школьники Иннокентий и Аркадий у дома тетки Н.П. Чернышенко по ул. Ленина, 6, во дворе этого дома был флигель, в котором временно жила семья Смоктуновичей


Очень старый снимок из школы № 14 г. Красноярска. Восьмой класс, 1941 год


Первый снимок на сцене. А.П. Чехов, «Предложение». Драмкружок школы № 14 г. Красноярска


У дома в Покровке Кеша Смоктунович (в центре) с полотенцем на голове и котенком в руках


Кеша Смоктунович (в центре) во дворе дома в Покровке


Иннокентий Смоктуновский со своей тетей Надеждой Петровной Чернышенко и сестрами


На могиле родственников. Троицкое кладбище, Красноярск


…Мирную жизнь прервала война. В 1941 году мой дед Михаил ушел добровольцем на фронт, не дожидаясь, когда его призовут повесткой. Ему не суждено было вернуться домой: он вскоре погиб. Не стало отца, «человека, – по словам Смоктуновского, – добрых шалостей и игры, человека залихватского характера, ухарства и лихачества», двухметрового, рыжеволосого, смешливого гиганта, которого товарищи-грузчики звали Крулем (Королем), – его карточку носил в медальоне Гамлет Смоктуновского в фильме Козинцева («он человек были»).

Иннокентию пришлось взять на себя заботу о семье. Кеша выучился на фельдшера, затем перешел на курсы киномехаников, по окончании которых работал в госпитале при военной части. В начале 1943 года его тоже призвали в армию и направили в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение стрелковой дивизии.

Папа, совсем еще мальчишка, был определен связным при штабе 212-го гвардейского полка 75-й гвардейской стрелковой дивизии, в составе которой ему предстояло пройти через бой на Курской дуге, принять участие в форсировании Днепра, – сразу угодил в самое пекло. А вскоре и ему довелось участвовать в освобождении и Украины, и Польши. За проявленное мужество, за то, что под огнем противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награжден первой медалью «За отвагу». Но эту медаль он получит уже в мирное время, лишь через 49 лет, на сцене МХАТа после спектакля «Кабала святош».

Судьба всегда испытывала его на прочность. В декабре 1943 года под Киевом он был ранен и попал в плен, месяц провел в лагерях для военнопленных в Житомире. Однако 7 января 1944 года ему удалось сбежать по пути из одного концлагеря в другой. Колонну вели через мост, и папа жестом попросил конвоира отпустить его попить воды. Он спустился под мост, и в это время стал спускаться офицер с пистолетом в руке. Когда конвоир ступил на лед и сделал шаг, он поскользнулся и упал. Его пистолет поехал по льду, офицер ползком стал его догонять и прошел ту точку, с которой он увидел бы отца.

Изможденного и умирающего от голода солдата укрыла в своем доме семья украинских крестьян. «Может быть, именно здесь, – напишет позже известный театральный критик Раиса Беньяш, – где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности». После окончания войны Иннокентий Михайлович отыскал своих спасителей и поддерживал с ними контакт до конца своей жизни. Позже папа рассказывал:


С этой книгой читают
«Вы назвали меня гениальным актером. Но почему же тогда мне все так трудно?!»(Иннокентий Смоктуновский)Каких только суждений ни удостаивался Иннокентий Смоктуновский! Ярлыки закрепляли сыгранные им «странные персонажи» – князь Мышкин, Гамлет, Иудушка Головлев, Деточкин, чеховский Иванов… Он как бы срастался с ними. Сам, теперь уже без сомнения великий артист, говорил об этом так: «Бывают такие времена в работе и самочувствии актеров, когда знание
Сусанна и Яков живут вместе уже почти пятнадцать лет. Их отношения не просто охладились, они начисто замёрзли. И разморозить их уже давно не представляется возможным. Но жизнь бывает благосклонной, она посылает несчастной семейной паре наглядный пример, который показывает, как можно быстро всё исправить и восстановить.
Короткометражный сценарий. Фёдор, преуспевающий бизнесмен, узнаёт, что ему осталось жить три дня. Он не боится смерти, но с каждым днём ему всё меньше хочется с ней встречаться…
Книга Романа Романова посвящена более чем тридцатилетней истории хабаровского Белого театра, который появился в 1989 году в результате бунта молодых актеров. Они покинули государственные театры и объединились, чтобы создавать спектакли в новой игровой манере, разительно отличающейся от стилистики традиционных постановок на провинциальной сцене. Автор повествует о тех трудностях, что приходилось преодолевать независимому коллективу за годы его сущ
«Видимый человек» (1924) венгерского литератора и поэта Белы Балажа (1884–1949) – одна из первых книг по кинотеории. Полагая, что «кинематограф делает видимым человека и его мир», Балаж – под влиянием идей Анри Бергсона, Георга Зиммеля и Вильгельма Дильтея, у которых он учился в Париже и Берлине, – обращается к физиогномии и мимике, становясь первопроходцем в исследовании лица и крупного плана. Он вступает в полемику с Кулешовым и Эйзенштейном, ч
В блужданиях по лабиринту жизни когда-нибудь мы обнаружим самые главные события в своей жизни, которые мы провели с теми, в кого мы верим, на кого мы надеемся и кого мы любим. В конце же жизни мы поймём, что мы будем помнить не эти главные события в своей жизни, а тех, в кого мы верим, на кого мы надеемся и кого мы любим. И тогда мы осознаем, что вспомнят всех.
Никто не подозревал, что из тихого ребенка вырастет всесильный политик, перед которым будет трепетать вся Европа. Его звали Арман дю Плесси де Ришелье, он хотел скорее стать взрослым и защитить своих близких от ужасов гражданской смуты. Он успешно учился в военной академии и мечтал стать полковником, но судьба распорядилась иначе.Человек, рожденный для войны, был вынужден вести ее не на поле брани, а в захудалом Люсонском епископстве, при дворе…
В авангарде предателей родины, с 1989 года требующих отмени автономного статуса Аджарии и отмени Карского договора от 13 октября 1921 года, то есть, фактически требующих отдачи Аджарии в собственность Турции, почти что одни «звиадисти», сторонники бывшего президента Грузии мингрельского происхождения Звиада Гамсахурдия. Дело в том, что в 1989 году и Грузинская ССР, и Турецкая Республика признавали действительность Карского договора от 13 октября
Искусственный Разум КорабляА для меня просто Ирка или не всё так просто?Давным-давно отважные капитаны плавали по морям Земли и любили свои корабли. Только вот тогда корабли не отвечали им взаимностью. Если Ирка – искусственный разум корабля и впрямь любит меня, то почему мне так одиноко? Можно жениться из чувства долга. Можно ли полюбить по приказу?Если же нет, то кто станет моей настоящей возлюбленной во время долгого перелёта?!