Татьяна Терещенко - Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том II. П–Я

Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том II. П–Я
Название: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том II. П–Я
Автор:
Жанры: Афоризмы и цитаты | Христианство | Богословие
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том II. П–Я"

Серия «Симфония веры» создана в помощь людям, обращающимся к творениям святых отцов в поиске их высказываний по различным темам. Это может быть и священник, готовящийся к проповеди, и семинарист, пишущий реферат, и любой верующий человек, ищущий ответ на свой насущный вопрос. Оптина пустынь и оптинские старцы – удивительное явление русской истории, культуры и духовности. Двухтомник «Симфония по творениям преподобных оптинских старцев» во всей полноте вместил в себя их душеспасительное учение. В нем собраны советы и наставления преподобных старцев, извлеченные из их бесед, поучений и писем.

Бесплатно читать онлайн Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том II. П–Я



Рекомендовано к публикации

Издательским Советом

Русской Православной Церкви

№ ИС 13-305-0401

П

Падение

Лучше нам смерть в подвиге, чем жить в падении (прп. Лев, 30).

* * *

Враг… ничего бы не мог успеть, когда бы не предварила твоих падений гордость… После падений одно средство – смирение, сознание своей немощи и испрошение прощения с обвинением себя (прп. Макарий, 20).

* * *

Падения наши в гнев и прочие действия страстей доказывают нам предварившую духовную гордость и уже невольно нас смиряют; будем стараться истреблять корень сей, то ветки сами отвалятся (прп. Макарий, 20).

* * *

О твоих неисправлениях приноси всегдашнее покаяние и проси Бога подать тебе помощь; оттого мы и падаем, что не имеем смирения, ибо, по слову святого Иоанна Лествичника, где совершилось падение, там предварила гордость. О падении надо разуметь всякого рода: в помыслах, словах, нерадении и лености (прп. Макарий, 20).

* * *

Надо иметь многий искус, пока познаем нашу немощь истинно и смиримся, и это не малым временем, а многим стяжавается. Сами падения наши обуздывают наше надмение и уже невольно смиряют. А перед Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью (прп. Макарий, 20).

* * *

Падающий и восстающий, кающийся и смиряющийся лучше непадающего, и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству (прп. Макарий, 20).

* * *

Все мы, христиане, пока живы, должны быть осторожны и внимательны к своему спасению. И кто думает, что он стоит, – по слову апостольскому, – берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12), памятуя всегда ужасающий пример погибшего Иуды. Немощные же из нас и падающие да возбуждаются надеждой исправления, видя утешительный пример благоразумного разбойника, наследовавшего рай (при. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

За одним монахом бес ходил тридцать лет, стараясь соблазнить его и все не удавалось. Наконец через тридцать лет он соблазнил его блудом, и монах пал. Впасть в этот грех монаху – все равно что уничтожить все свои предшествовавшие труды. Бес пришел к падшему и сказал ему, что он теперь отпал от Бога и стал рабом греха и диавола.

– Ты теперь мой, – говорил бес.

– Никогда, я – раб Божий.

– Да как же ты можешь быть Божиим, когда впал в мерзейший грех? Ты ужаснейший грешник.

– Ну что ж, что грешник? Я – Божий, а тебя знать не хочу.

– Да ведь ты пал?

– А тебе-то какое до этого дело?

– Куда же ты теперь пойдешь?

– В монастырь.

– Разве место тебе в монастыре после такого ужасного дела?

Твое место теперь в миру. Да к кому же ты идешь?

– К духовнику на исповедь.

Бес всячески хулил духовника, останавливал монаха, но тот стоял на своем. Что же сказал духовник? Грех он его отпустил.

– Все свои прежние труды, брат, уничтожил ты своим падением. Встань и начни сначала.

А в ночь игумену того монастыря, мужу высокой жизни, явился Господь Иисус Христос. Он держал за руку монаха.

– Узнаешь ли ты, кто это? – спросил Господь игумена.

– Узнаю, Господи, это монах из моего стада, да еще падший.

– Знай же и то, что этот монах, не поддавшись наветам бесовским, склонявшим его к унынию и отчаянию, в самом падении своем посрамил беса, и Я оправдал его.

Такое значение имеет твердость и мужественная готовность, потерпев поражение в борьбе, начать ее снова, не впадая в уныние и отчаяние (прп. Варсонофий, 29).

Память Божия

Проснувшись, первая мысль наша должна быть о Боге, и первое наше слово к Богу, потом воображать о Нем многократно, (как вы вспоминаете о матушке) до чаю, и за чаем, и до стола, и за столом, и после до вечера и до ночи, каковое воображение больше утешит и успокоит вас, нежели воображение о матушке, по писаному: Вспомнил я Бога и веселился (Пс. 76, 4) (прп. Антоний, 20).

Память смертная

Чувство твоей болезни заставляет тебя помышлять о приближающейся смерти, что хорошее дело. Писание говорит: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). Притом и о прежних грехах вспомнив, кайся, и смиряйся, и помышляй о том, от чего происходили грехи, как не от того, что не имела смирения, но противный сему порок (прп. Лев, 20).

* * *

Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от этой жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно. Нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета; покаемся и живы будем душой вечно (прп. Лев, 20).

* * *

С моим зачатием написывался внутри меня закон разрушения: на каждый вновь образующийся член смерть накладывала свое грозное клеймо, говоря: он мой. Цепь дней моих есть цепь больших или меньших страданий, каждый новый день моей жизни есть новый шаг, приближающий меня к нетлению. Приходят болезни, и трепещущее сердце вопрошает их: предвестники ли вы только моей кончины или уже дана вам власть разлучить тело от души разлукой горестной и страшной? Иногда умственное мое око, развлеченное суетой, оставляет созерцание моей печальной участи, но едва встретится какое-либо внезапное скорбное приключение, опять быстро притекает к моему любимому поучению, как младенец к сосцам матерним, – к поучению о смерти, ибо в истинной печали сокрыто истинное утешение, и благоразумное памятование смерти расторгает смертные узы (прп. Макарий, 20).

* * *

Для возбуждения нашего нерадения и это приводить себе на память нужно всегда, что мы смертны, жизнь наша весьма скоропреходяща и неизвестностью смертного часа очень опасна, ибо хотя и известно знаем, что умрем, но не знаем, когда умрем: сегодня ли или завтра, рано ли или поздно, в день ли или в ночь. Эта судьба каждого человека совсем неизвестна, когда кого посечет смертная коса и в каком устроении обрящет: готового ли благими делами или неготового и злыми преисполненного. В чем застанет кого, в том и перед Богом на суд представит, и от дел своих всяк или прославится, или постыдится. И никто нам в часе оном смертном не поможет, только с Богом добрые дела (прп. Моисей, 20).

Не только старые, но и юные умирают. А посему и мы не должны беспечальными быть, но опасаться, чтобы смерть и в нашу келью когда не пожаловала нежданная. Потому будем молиться и бдеть, ибо блажен раб тот и блаженна раба та, коих смерть обрящет бдящими, недостойны же и окаянны те, кого обрящет унывающими и погруженными в нерадение (как в сон) о спасении своей бедной души (прп. Антоний, 20).

Смерть – всему конец. К этому концу нам надо сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, т. е. если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отчета, то можем избавляться от излишних забот и от чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных (прп. Амвросий, 1).

* * *

Боишься смерти и вечной муки, а потому постоянной памятью об этом и страхом удерживайся от зла и твори благо (прп. Иосиф, 19).


С этой книгой читают
Серия «Симфония веры» создана в помощь людям, обращающимся к творениям святых отцов в поиске их высказываний по различным темам. Это может быть и священник, готовящийся к проповеди, и семинарист, пишущий реферат, и любой верующий человек, ищущий ответ на свой насущный вопрос.Настоящая книга составлена по письмам к духовным чадам преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Письма старца представляют собой ответы на самые разнообразные вопросы: б
Книга предназначена для тех, кто хочет понять, для чего в Православной Церкви существуют Таинства Исповеди и Причастия, в чем их смысл, как они проходят, как к ним подготовиться и как себя вести во время этих Таинств. В книгу также включены все каноны и молитвы, которые предваряют Таинства и следуют за ними.
Сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807–1867) пользуются большой любовью у современных читателей. Эта книга продолжает серию «Симфоний», в которых собраны высказывания святых отцов и учителей Церкви по самым важным вопросам бытия.
«Симфония» по творениям преподобного Ефрема Сирина (IV в.) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святого. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности.
Существуют ли боги, и если да, то какие они, где они и чего от нас хотят? В чем смысл религии? Нужно ли бояться смерти? Зачем она и можно ли ее преодолеть? На эти и многие другие не менее важные вопросы в данной книге пытаются ответить люди, известные своим умением мыслить оригинально, усматривать в вещах и явлениях то, что не видно другим. Многих из них можно с полным основанием назвать лучшими умами человечества. Их точки зрения очень различны,
История знает немало примеров истинной дружбы. Ветхий Завет рассказывает об удивительных по своей глубине отношениях Давида и Ионафана. Святители Василий Великий и Григорий Богослов пронесли свою дружбу с юных лет до конца жизни. Сам Спаситель называет Своих учеников друзьями. Дружба в своем высшем проявлении – подвиг, служение и образ Царствия Небесного.Высказывания святых отцов и религиозных мыслителей, собранные в этой книге, призваны наставит
Мода – это не просто одежда. Это отражение эпохи, настоящее искусство. Она влияет на жизнь в целом: на живопись и дизайн, на литературу и технологии, на образ жизни и поведение людей, помогает им реализовать себя как в профессии, так и в творчестве. Кто же они – законодатели моды, культовые фигуры, которые создают историю этого искусства, делающего нашу жизнь прекраснее? Что они думают о творчестве, которому посвятили всю свою жизнь? Как рассужда
Фуфа Великолепная – так называли Фаину Раневскую близкие, коллеги и друзья. Казалось бы, она была удостоена всех возможных званий и премий, а полученные ордена складывала в отдельную коробочку с надписью: «Похоронные принадлежности». Казалось бы… Но тем не менее она большую часть жизни прожила в одиночестве и едва ли не в нищете. При том была она невероятно щедра, отдавая последние деньги знакомым и малознакомым людям, не надеясь получить их обра
Если бы вся изложенная здесь история родственников Антона Павловича Чехова не была бы правдой, то ее впору было бы принять за нелепый и кощунственный вымысел.У великого русского писателя, создателя бессмертного «Вишневого сада», драматичного «Дяди Вани» и милой, до слез чувственной «Каштанки» было множество родственников, у каждого из которых сложилась необыкновенная, яркая судьба. Например, жена племянника Чехова, актриса Ольга Константиновна, б
У Виктора Саврасова было все… Все, что можно купить за деньги! Его отец занимал министерский пост, мать выступала в Большом, а сам он стал одним из богатейших людей России. Поэтому профессор Стариков и пригласил его на свой юбилей – кто не захочет похвастаться таким учеником! Но бывший преподаватель Виктора умер прямо во время банкета: его отравил кто-то из гостей. Главным подозреваемым стал Саврасов: профессор успел указать на него и назвать уби
История о болезненных отношениях между матерью и дочерью. О детских обидах длиною в жизнь и трудном процессе прощения. Что победит? Дочерняя любовь или материнская холодность?
К сожалению, в эпоху информатизации и легкой доступности не всегда верной информации, а порой и в совокупности с низким уровнем подготовки медицинских кадров или по иным причинам приходится сталкиваться с вопросами как немотивированных тревог женщин и/или их родственников, так и ятрогении в вопросах ведения беременности при наличии сердечно-сосудистых заболеваний, а также по тактике родоразрешения.В течение нескольких месяцев, собирая по крупицам