Глава первая
Сущность, содержание и форма российской Конституции
Тектонические сдвиги в общественно-политической и социально-экономической жизни российского общества в девяностые годы двадцатого столетия, которые кардинально изменили политический курс страны и стали началом новой исторической эпохи в жизни народов России, получили своё юридическое оформление и закрепление в разработке и принятии новой Конституции, определившей основные формы и направления дальнейшего общественного прогресса.
На современном этапе развития российского общества и государства нет более важной и насущной задачи, чем обеспечение надлежащей реализации Конституции Российской Федерации, которая в качестве генерального правового акта всей действующей правовой системы устанавливает основополагающие начала развития всех сфер социальной жизни. В решении этой задачи особое место принадлежит науке российского конституционного права, которая имеет своим предметом комплексное изучение Основного Закона и вырабатывает рекомендации по дальнейшему совершенствованию конституционного законодательства. При этом исключительно важно в первую очередь обеспечить решение тех вопросов, которые позволяют сформировать целостную систему взглядов и представлений о всестороннем воздействии конституционных принципов и институтов на реально существующие общественные отношения.
Конституция как системный правовой документ, который в специальных юридических формулах адекватно отражает многообразие и разнообразие реального мира, некоторой частью которого она является и сама, влияет на общественную жизнь не только через практику реализации отдельных конституционных институтов и норм, но и самим фактом своего бытия, будучи уникальным и неповторимым юридическим феноменом.
Естественно поэтому, что надлежащее действие Основного Закона изначально предполагает выработку современного научного определения, дающего ответ на вопросы: «что есть конституция», какие специфические свойства и признаки отличают её от других юридических документов? При решении этой актуальной задачи нельзя не обратить внимание на то, что хотя после принятия действующей федеральной Конституции России опубликовано значительное число серьёзных научных разработок по многим проблемам конституционализма, в которых обстоятельно исследованы многие аспекты её содержания [1], однако до настоящего времени не сложилось единое понимание этого многомерного политического и правового явления. Одни авторы решительно утверждают, что конституция – это Основной Закон государства [2, c.136], другие считают, что конституция есть Основной Закон общества [3, c.78], а, по мнению третьих, конституция это основной политико-правовой нормативный акт [4, с. 46].
Историко-естественный анализ возникновения и развития идей конституционализма показывает, что первые писаные конституции в большей мере были нормативно-правовыми актами государства (достаточно вспомнить, что первичный текст Конституции США не содержал ни одной статьи о правах человека), но затем по мере развития гражданского общества они всё более превращались в правовые акты всего общества, включая и государство. А в наши дни, когда в цивилизованных и демократических странах окончательно утвердилось понимание человека как абсолютной высшей ценности социума, основной целью конституционного регулирования является формирование и защита такого общественно-политического и экономического строя, который бы обеспечивал достойное существование личности на основе идеологической аксиомы «закон для человека, а не человек для закона». Такое понимание социального назначения Основного Закона отчётливо представлено в целом ряде действующих конституций, принятых во второй половине XX столетия. Например, пункт 1 статьи 1 Первого раздела Основного Закона ФРГ гласит: «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всей государственной власти».
На наш взгляд, гуманистическая сущность конституции должна найти своё отчётливо доминирующее отражение и в научном определении этого феномена. Конституция современного цивилизованного и демократического государства – это обладающий наивысшей юридической силой Основной Закон личности, общества и государства, выражающий консолидированную волю граждан с учётом интересов, как большинства, так и меньшинства; закрепляющий систему народовластия и устанавливающий основные начала организации и функционирования правовой системы.
Потребности постоянного и эффективного действия Основного Закона обуславливают необходимость сформировать конкретные представления о сущности конституции, когда она представлена как идеологический документ; о содержании конституции характеризующим её как политический документ; и о форме конституции как юридическом документе.
Сущность конституции характеризует Основной Закон как ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ, который официально декларирует мировоззренческие принципы законодателя.
По своим признакам сущность конституции есть имманентно присущее ей начало, без которого она не может существовать именно как особого рода Основной Закон. Сущность составляют те её свойства, которые характеризуют конституцию в качестве уникального политико-правового явления и без которых она утратит своё особое исключительное социальное предназначение. Такими свойствами конституции объективно являются ценности, принципы и устойчивые правила, разделяемые тем большинством общества, чью волю она выражает. Идеологическое наполнение этих свойств на разных этапах истории и в разных странах может не совпадать и изменяться в зависимости от мировоззрения творца Основного Закона (например, быть классовым или, наоборот, надклассовым), но их наличие есть обязательное условие появления и действия конституции.
Сущность конституции, как основного и системного учредительного юридического документа, имеющего своим назначением отразить через призму правового сознания бесконечное разнообразие общественного бытия и закономерности его развития с целью обеспечить согласованное эволюционное взаимодействие интересов личности, общества и государства, проявляется в исторически сформировавшихся ценностях, дающих научное представление о разумном и достойном образе жизни людей и рациональном порядке государственного правления.
В самом широком смысле сущностными ценностями любой конституции являются прогрессивные идеи современного конституционализма, выработанные и утверждённые в реальной социальной практике усилиями многих поколений выдающихся мыслителей и учёных и политических и общественных деятелей [5].
Сущность действующей Конституции России отчётливо отражена в трудах российских конституционалистов. Так, М. В. Баглай видит сущность конституции в том, что «…конституция является элементом определённой философии государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека» [6, с. 74]. По мнению С. А. Авакьяна при определении сущности конституции необходимо учитывать два подхода: с одной стороны, классово-политический, когда она рассматривается как результат борьбы классов или социальных групп за политическую власть, а с другой стороны, рационалистический, когда в первую очередь принимается во внимание роль конституции как основного закона государства, который обеспечивает стабильность позитивного развития общественной жизни [7, с. 136–138]. Т. Я. Хабриева и В. Е. Чиркин в понимании сущности конституции выделяют два аспекта – юридический и социальный, которые выступают в единстве и в «спаянном виде» [8, c.40, 46, 57].