Был у одной женщины сын, один единственный, самый дорогой и любимый. Растила она его одна без мужа, который погиб на войне. Мальчик рос ласковым и добрым, старался помогать маме во всем. Она колит дрова, а он в избу носит, она по воду идет, он хоть бидончик да принесет водички. Так и вырос сынок незаметно.
Вот однажды пошел он с парнями в лес поохотиться, силки на зайцев проверить, из лука дичь подстрелить. В силки два зайца попались, из лука утку подстрелил, пора и домой возвращаться, но тянет парня дальше, вглубь леса.
– Я только вот до тех деревьев дойду и вас догоню, – сказал он друзьям, которые пошли обратно в деревню.
Так больше его никто и не видел, как в воду канул. Мать ждала сыночка три дня, все плакала. А потом умылась водой студеной из колодца, оделась потеплее, и пошла его искать. Шла долго. Ночевала то у добрых людей, то в лесу, то в чистом поле. Все расспрашивала у встречных про сына, но никто парня не видел. А сердце материнское подсказывало, что жив сын, только в беду попал.
И вот однажды сидела она на обочине дороги, отдыхала да хлебушек жевала, что из дому взяла. Он уже почерствел, остался маленький кусочек. Вдруг откуда не возьмись, появился маленький старичок на голове колпачок, в руках посох.
– Здравствуй, добрая женщина, – сказал он, – куда путь держишь?
– Здравствуй, добрый человек. Я ищу сына, в лес пошел, да не вернулся.
– Не там ты его ищешь. Тебе надо на болото идти к бабе-яге, ее поспрошать. Она сто лет живет на свете, все про всех ведает.
– Спасибо, дедушка, не укажешь к ней путь?
– Иди прямо три дня, потом сверни в лес, дойди до болота, а там тропка по ней и дойдешь. А мне дай свой хлебушек, что остался кусочек.
Протянула женщина хлеб старичку, поблагодарила за помощь, поклонилась в пояс ему, а когда поднялась, его уже и след простыл. Как сквозь землю старик провалился.
С новыми силами пошла женщина в путь, шла три дня прямо, потом свернула в лес, дошла до болота, увидела тропку узенькую, взяла длинную палку, чтобы дно щупать и к вечеру дошла до избы. Постучала в дверь, но никто не ответил, зашла без спроса.
Холодно было в избе, не топлено, не метено. Затопила женщина избу, вымела мусор, помыла посуду, стала еду готовить. Из травы, что у печи висела, заварила чай. Из грибов сушеных суп сварила. Из муки, что с собой в дорогу брала, хлеб испекла. Накрыла стол, сидит, хозяйку поджидает.
Вдруг стало шумно, ветрено, изба закачалась и вмиг стихло. Дверь открылась и на пороге появилась баба-яга с помелом в руке.
– Ты кто такая будешь? – закричала с порога – отвечай!
– Здравствуй, бабушка! Я простая женщина, сына потеряла, к тебе за помощью пришла. Не сердись, что без спросу зашла.
Баба-яга осмотрела свой дом, носом понюхала, вкусно как пахнет, сменила гнев на милость.
– Ладно, не сержусь уже. Давай корми, что приготовила, да и сама ешь.
Поели они супа грибного, чаю попили травяного, беду женщины обсудили.
– Про сынка твоего слыхала, кикиморы на болоте смеялись, про доверчивого парня рассказывали, как заманили его, защекотать хотели, но отняла его девица-чаровница, превратила в голубя сизокрылого, у себя в замке в клетку посадила.
– А где тот замок? Далеко идти?
– Замок недалече, да подступа к нему нет. На скале он высокой. Только птицы могут туда попасть. Девица-чаровница сама летает и всеми птицами заведует. Попробуй договориться со столетним вороном, он отец ее, захочет – поможет тебе, матери. А теперь ложись спать, утро вечера мудренее.
На следующее утро запустила баба-яга воронье перо по ветру и сказала: «Иди за ним, не отставай!» Поблагодарила женщина ее и пошла в путь-дорожку.