Глава первая.
В стране Белого Шамана
Зима – сказочное время года. В воздухе как будто летают чудеса и волшебство. На улице мороз, но каждый дом наполняется теплом и уютом.
Вот девочка Маша, а это ее бабушка Сянда-не. Это их дом, окна украшены огоньками и снежинками. Маша очень любит зиму! Любит, как снег белоснежным пушистым одеялом ложится на землю. Дома пахнет душистым чаем и булочками. А бабушка Сянда-не каждый вечер рассказывает Маше сказки.
Девочка смотрела в окно, как с темного бездонного неба на землю падал пушистый снег. Он падал медленно и лишь изредка, когда его подхватывал поток ветра, взмывал в небо, вновь опускаясь на землю. Снег за окном сверкал словно серебром и хрустел под ногами прохожих, которые, уткнув носы в воротники, быстрыми перебежками спешили по домам.
Маша укуталась в одеяло, и бабушка начала свой рассказ.
– Далеко-далеко на краю света, там, где шумят пронзительные ветра, бродят белые медведи, большерогие олени, а над ними вьются северные птицы, – начала рассказывать бабушка Сянда-не, – на огромном небе сверкают серебряные звезды, там, где сливаются семь морей-океанов, в ледяном чуме живет старичок – правитель Северного края. И зовут его Белый Шаман. Он бережно относится к своим владениям и бережет несметные богатства Ямала как зеницу ока. А появляется он тогда, когда на небе вспыхивает северное сияние. Сам он невысокого роста, в красивой шубе из оленьего меха, на ногах мягкие меховые сапоги, в руках держит посох с колокольчиками и волшебный бубен, – загадочно произнесла бабушка.
Маша на миг закрыла глаза и очень удивилась, увидев шамана, но решила с ним поздороваться:
– Здравствуй, Белый Шаман! Я правда оказалась в твоих владениях? Как здесь красиво!
Шаман молча наблюдал за девочкой.
– Ой, а это что, бубен? Для чего он тебе? – спросила Маша.
– Это волшебный бубен, – ответил Шаман, – с его помощью я могу отправить тебя куда пожелаешь.
– Как это здорово! – обрадовалась Маша, – я хочу, хочу… Ой, а я не знаю.
– Далеко на Ямальской земле живет удивительный народ – сихиртя, – начал говорить Шаман, – они делают обереги, но только храбрые и добрые сердцем могут отыскать этот народ.
– Я найду их! – воодушевилась Маша.
– А не струсишь? – спросил Шаман. – Путь будет не близок, тебе придется посетить поселение ненцев, побывать в чуме и покататься на оленях.
Глаза у Маши загорались все больше и больше.
– Хорошо, – сказал Шаман, – я помогу тебе.
Шаман ударил в бубен. Вокруг все закрутилось. Маша даже немного испугалась и зажмурилась.
– Тише, тише, моя хорошая, – успокоил девочку голос бабушки.
– Бабушка Сянда-не, – сказала Маша, – ты не поверишь, что я видела!
Бабушка лишь лукаво улыбнулась и поправила внучке одеяло.
– На сегодня все, Маша, уже поздно, – сказала бабушка, – сладких снов.
Маша очень хотела узнать, что было дальше и куда отправил ее Белый Шаман, но сон уже забрался к ней на подушку.
– Хорошо, бабушка, спокойной ночи, – ответила Маша.
Этой ночью Маше снился далекий и прекрасный север, с горами из пушистых снегов. Волшебный чум, из которого Белый Шаман наблюдал за своими владениями. Всюду там слышался звук колокольчика, уносящий в сказочную страну.
Глава вторая.
За нюком Великого Чума
За окнами опустился вечер. Снег ложился ровным бархатистым одеялом.
Маша уже сидела в кресле, рассматривая картинки из книжки, и ждала, когда бабушка Сянда-не начнет рассказывать сказку.
– Бабушка, – позвала Маша, – тут смешное слово написано – нюком. Что это за нюком такой?
– Так ненцы называли вход в чум, – пояснила бабушка и начала свой рассказ.
Далеко-далеко на бескрайних просторах северной тундры виднеется необычный дом. Необычным он был из-за своей формы, похожей на конус. Это переносное жилище – чум. Снаружи он имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В нем всегда чистый и прозрачный воздух. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Так же поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы.
Маша закрыла глаза и оказалась перед чумом.
– Ой, где это я, – подумала Маша.
– Наниторово, не нгацекы! – поздоровалась с Машей ненка.
– Кто вы? – спросила Маша. – И почему вы так странно разговариваете?
– Мы – ненцы, коренные жители Крайнего Севера, – представились ненцы. – Наниторово – это здравствуйте по-ненецки, а не нгацекы – это по-ненецки девочка.
– Наниторово, как здорово! – обрадовалась Маша. – Мне так интересно, как вы тут живете!
– Живем мы в этом чуме, – ответила ненка. – Посмотри, вот нюк – вход в чум, а вот этот шест мы приставляем ко входу, если в чуме никого нет.