ЗТМ. Звучит музыка. В луче света при закрытом занавесе на авансцене появляется Старичок – боровичок.
Старичок – боровичок: В некотором царстве, в некотором государстве… Давно это было, а может и недавно, но точно не в прошлую субботу…
А только было это при славном царе – батюшке. Хороший государь, добрый! Народ почём зря не обижал! Правда глуповат был, зато дочка у него выросла на загляденье! Красавица! На выданье…
Так вот… Жили-были в том государстве старик да старуха. И было у них три сына. Два старших умниками слыли…
Старший сын Антипий Объедало!
С молодецким уханьем с одного края эффектно появляется Антипий Объедало в картузе, красной косоворотке с аппликациями петухов, гусей или вязанкой баранок, или иными символами еды.
Старичок – боровичок: Средний сын Митрофан Обпивало!
С другого края ещё более эффектно появляется Митрофан Обпивало в синей косоворотке с аппликациями квасных кружек или ковшиков.
Старичок – боровичок: А младшего Ивана…
По центру из-за занавеса самым эффектным образом появляется Иван в тёмно-серой рубахе, растрёпанный, со слегка испачканным лицом, но довольный и счастливый.
Старичок – боровичок: дурачком звали. Старших старуха любила: одевала чисто, кормила вкусно. А младший в старой, серой, застиранной рубашке ходил, черную корку жевал.
Старичок-боровичок преображается в старуху.
Старичок – боровичок: Ему, дурачку, все равно: он ничего не смыслит, ничего не понимает!.. (Становится старичком.) Решили старшие братья в городе – столице счастья попытать.
Антипий Объедало: Отпустите нас в город, батюшка и матушка!
Митрофан Обпивало: Авось который-нибудь из нас царским зятем станет!
Старичок – боровичок: Снарядила мать старших сыновей, напекла им в дорогу пирогов белых, нажарила-наварила курятины да гусятины. (Опять изображает старуху.) Ступайте, сыночки!
Все братья исчезают за занавесом.
Старичок – боровичок: Отправились братья в столицу, стали лесом идти. А что дальше делать – не знают. Стали они спорить да браниться, куда лучше наняться на работу: на государеву службу или к купцу Полкану податься, того и гляди, друг дружке в волосы вцепятся.
Подошел тут к ним старичок, спросил: мол, из-за чего у вас, молодцы, спор да брань? Может, и я вам какое слово на пользу скажу? Накинулись оба брата на старичка: слушать его не стали, нехорошими словами обругали и прочь прогнали. Ушел старичок. Поругались еще братья, съели и выпили все свои припасы, да и дальше пошли. (Пауза.) Так и случилось, что Антипий Объедало на государеву службу устроился, в личную гвардию царя-батюшки. А Митрофан Обпивало к Полкану в приказчики подался…
Да и не о них сейчас разговор…
Как ушли братья, начал проситься и младший…
Иван – трубочист: Отпустите теперь меня!
Старичок – боровичок: Стали мать и отец отговаривать его да удерживать: мол, куда тебе, дурню, тебя волки по дороге съедят! А дурень знай, свое твердит…
Иван – трубочист: Отпустите – пойду, и не отпустите – пойду!
Старичок – боровичок: Видят мать и отец – никак с ним не сладишь. Дали ему на дорогу краюху черного сухого хлеба и выпроводили вон из дому.
Звучит музыка. Открывается занавес. Иван – трубочист идёт по залу и поёт песню.
Старичок – боровичок: Здравствуй, дитятко!
Иван – трубочист: Здравствуй, дедушка!
Старичок – боровичок: Что это, ты делаешь? Куда путь держишь?
Иван – трубочист: А вот, дедушка, во дворец царя – батюшки иду.
Старичок – боровичок: А зачем, дитятко?
Иван – трубочист: Вслед за братьями отправился. Хочу своим трудом людям пользу приносить. Ну… и это самое… может девушку хорошую повстречаю… Семью заведу… детишек там. Жениться мне пора…
Старичок – боровичок: Это дело мудреное, пожалуй, и не сладишь.
Иван – трубочист: Мудреное – не мудреное, а попытаться надо: глядишь, и слажу! Вот и ты, кстати, пришёлся: старые люди бывалые, сведущие. Может, ты мне, что и присоветуешь.
Старичок – боровичок: Много народу хаживало, да мало учтиво говаривало…. Ну, ежели, просишь совет тебе подать, слушай да мимо ушей не пропускай: «Коль работы не боишься, берись за самую чёрную во дворце! Слушай сердце своё, а не разум… оно укажет ту, единственную! А ежели пообещал, дал слово, не юли и не обманывай! Слово – не воробей! Мужик сказал – мужик сделал! Смело и честно выполни обещанное, и будет тебе награда, о которой ты не смел и помыслить!» Всё понял?
Иван – трубочист: Ага!… (пауза) ничего не понял! О чём ты, дедушка?
Старичок – боровичок: Ну, ничего, дитятко. Всему своё время! Каждому дню хватит своих забот. Ну, а теперь не грех и закусить малость.
Иван – трубочист: Эх, дедушка, для меня-то еда найдется, вот эта краюха черствая. А тебя-то чем угостить? Ты, небось, и не угрызешь мое угощение?
Старичок – боровичок: А ну-ка, дитятко, дай сюда свою краюху!
Старичок взял краюху в руки, осмотрел, пощупал, а вернул мягкий белый каравай.
Старичок – боровичок: Не такая уж черствая, твоя краюха!
Иван – трубочист: Спасибо! Как ты это сделал, дедушка?
Старичок – боровичок: Кто наблюдает ветер, тому не сеять, кто смотрит на облака, тому не жать. Помни главное! Смысл жизни в том, чтобы служить другим и делать добро! Помогай каждому нуждающемуся и относись к ближнему так, как хочешь, чтобы он относился к тебе, и будет тебе счастье!
Всё! Пора тебе, дитятко!
Иван – трубочист: (в пояс, поклонившись) Спасибо тебе, дедушка, за совет, за каравай! Надеюсь, ещё свидимся! (Уходит.)
Старичок – боровичок: Ступай, дитятко! Да прибудет с тобой сила добрая земли русской!
Старичок – боровичок: Отправился Иван во дворец, да и устроился трубочистом. А что? Работа хоть и грязная, зато интересная, да и вид на дворец лучший в государстве. (Пауза.) Ох, и заболтался я с вами, а между тем сказка-то уже началась… Ну, я исчезаю…
Музыка. ЗТМ. Перестановка. Площадь у дворца. Суета. Подготовка к торжественному открытию набережной вокруг городского царского пруда, хотя как всегда ничего не доделано. Чуть не сталкиваются Антипий и Митрофан, в последний момент замечают друг друга. Оба одеты сообразно занимаемым должностям, хотя характерные косоворотки до сих пор на них.