Показывая видеоролики в скрайбинге своим друзьям, коллегам, участникам конференций и семинаров, мы часто слышим похожие комментарии: «Круто! А что это было? Мультфильм?» Но ответ, что это скрайбинг, не проясняет ситуацию, а вызывает недоумевающие взгляды и неожиданные ассоциации со скрабом. Приходится пускаться в долгие объяснения о том, что это рисованное видео, не имеющее со скрабом ничего общего.
Так что же такое скрайбинг? Какие у него границы, особенности и возможности? За точку отсчета мы можем взять следующее определение:
скрайбинг – это визуализация основного смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо в процессе рассказа. Это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков.
Скрайбинг может иметь разные формы: это и видеоролики, которые используются на сайтах и лендингах[1], и наброски на бумаге, помогающие объяснить собеседнику суть вопроса, и заранее подготовленный процесс визуализации, который будет сопровождать встречу или мероприятие.
В том виде и в тех формах, в которых скрайбинг встречает нас сегодня, он существует не так давно. Но нельзя сказать, что он стал уникальным открытием, не имевшим аналогов и прообразов. Мы все видели наскальные рисунки-истории, сделанные еще до нашей эры. Так, может, именно они и положили начало процессу, который любой способен с легкостью использовать, чтобы донести информацию без текста? Вполне.
Представьте себе, что вам нужно донести информацию о Солнечной системе до людей, которые увидят это сообщение только через тысячу лет. Что вы будете использовать? Надпись «Солнечная система» или ее рисунок? Если все-таки надпись, то на каком языке? Вы уверены, что он будет понятен? А рисунки? Думается, что у них гораздо больше шансов быть понятыми через тысячу лет.
И скрайбинг тоже умело использует этот «шанс». Его особенность в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека.
А когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек их не только лучше понимает, но и запоминает.
В детстве мы все были немного скрайберами. Вспомните, мы научились рисовать раньше, чем читать и писать. Мы изображали простые картинки и показывали их родителям, в красках объясняя необычные сюжеты. Тогда, в детстве, это был отличный способ донести информацию, которая рождалась в нашем воображении, до других людей. И он прекрасно работал. Так почему же все изменилось?
Школа: «мы все учились понемногу…», где-то – погружаясь в знания с головой, а где-то – скучая и поглядывая на часы в ожидании звонка, на тех уроках время тянулось бесконечно. И чтобы хоть как-то скрасить и сократить его, мы украшали поля в тетрадях и последние страницы смешными рисунками и странными иероглифами. Конечно, рано или поздно учитель все-таки заставал нас врасплох, прямо в момент рисования. Потом следовали громкое «Ай-ай-ай», замечание в дневнике – и мир текста все больше и больше начинал поглощать наше визуальное начало, визуальное восприятие действительности. Нас не учили представлять образы, фантазировать, нас учили механически запоминать слова и цифры, повторяя их бессчетное количество раз.
Наша визуальная составляющая еще иногда пыталась пробиться сквозь засилье текста, но без шанса на успех. В голове уже начала складываться четкая картина, что делать наброски на серьезных уроках нельзя, что мы – взрослые люди и должны выражать свои мысли с помощью языка и конспекта.
И что же произошло, когда мы выросли? У большинства прочно закрепился стереотип, что рисовать могут только художники. Правда? А вот такой домик? Разве нужно иметь горы таланта, чтобы нарисовать его? Да и мыслим мы совсем не текстом, а образами и картинками. Когда вы думаете о море, что представляете? Слова? Готовы поспорить, что у вас в голове плещутся волны, а над головой летают чайки.