Андрей Ланиус - Слово в Судьбе

Слово в Судьбе
Название: Слово в Судьбе
Автор:
Жанр: Исторические детективы
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Слово в Судьбе"
Одни собирают марки, другие значки, третьи открытки… Моими же “экспонатами”, если можно так выразиться, были литературные ситуации, являвшиеся по всем признакам абсолютно безвыходными, однако же, имевшие, вопреки житейской логике, некое парадоксальное решение, которое в кульминационный момент все же находил главный герой. Правда, должен оговориться, что меня совершенно не интересовали те случаи, когда успех достигался посредством меткой стрельбы с обеих рук, приемов восточных единоборств, владения сверхъестественными свойствами либо чудесным вмешательством благой силы. Я отбирал лишь те образцы жанра, где избавление от опасности, нередко смертельной, герой находил исключительно благодаря своей смекалке и находчивости, воплощенной в Слове. Классический пример – история Шехерезады. Подумайте только, ведь эта молодая хрупкая красавица находилась в полной власти капризного царя, который в любую минуту одним движением ресниц мог отправить ее на плаху! У нее не было никакой другой защиты, кроме Слова.

Бесплатно читать онлайн Слово в Судьбе


Предисловие. “Выпей море, Ксанф!”


Пьесу “Эзоп” (“Лиса и виноград”) бразильского писателя и драматурга Гильерме Фигейредо мне довелось прочитать еще в школьные годы, задолго до появления ее телевизионной версии с Калягиным, Полищук, Табаковым и Гафтом в главных ролях.

Не могу припомнить, какими путями попала ко мне эта тоненькая книжечка с предисловием Жоржи Амаду.

Зато помню отчетливо, словно это было вчера, ту паузу, которую мне невольно пришлось взять в середине чтения.

Там есть сценка, когда незадачливый философ Ксанф, хозяин Эзопа, в разгаре застолья безудержно пускается в спор со своим гостем – начальником стражи из Афин Агностосом.

Мало того, под влиянием винных паров он берет папирус и хвастливо пишет такие строки: “Философ Ксанф обязуется пойти завтра на берег Самоса и выпить море. Если он не выпьет море, он отдаст все свое состояние, свой дом и своих рабов своему приятелю Агностосу”.

События, между тем, развивались своим чередом.

Назавтра Агностос показывает этот папирус на городской площади жителям острова Самоса, и те, не без злорадства, требуют, чтобы Ксанф немедленно исполнил условия пари!

И вот протрезвевший философ, вдобавок поссорившийся накануне с любимой женой Клеей, оказался вдруг перед реальной перспективой стать нищим, притом, что он не видел для себя никакой возможности избежать расплаты!

Именно на этом интригующем месте я и отложил книгу в сторону.

Дело в том, что описанная сценка замечательно подходила для своеобразной коллекции, которую я в ту пору только начал собирать.

Одни собирают марки, другие значки, третьи открытки…

Моими же “экспонатами”, если можно так выразиться, были литературные ситуации, являвшиеся по всем признакам абсолютно безвыходными, однако же, имевшие, вопреки житейской логике, некое парадоксальное решение, которое в кульминационный момент все же находил главный герой.

Правда, должен оговориться, что меня совершенно не интересовали те случаи, когда успех достигался посредством меткой стрельбы с обеих рук, приемов восточных единоборств, владения сверхъестественными свойствами либо чудесным вмешательством благой силы.

Я отбирал лишь те образцы жанра, где избавление от опасности, нередко смертельной, герой находил исключительно благодаря своей смекалке и находчивости, воплощенной в Слове.

Классический пример – история Шехерезады. Подумайте только, ведь эта молодая хрупкая красавица находилась в полной власти капризного царя, который в любую минуту одним движением ресниц мог отправить ее на плаху!

У нее не было никакой другой защиты, кроме Слова.

И вот, благодаря искусному владению этим “оружием”, она не только спасла свою жизнь, но и положила конец бесконечной череде казней наложниц.

Правда, за тысячу и одну ночь ей пришлось произнести довольно-таки много слов…

Но имелось у меня и немало куда более лаконичных примеров.

И вот теперь пьеса “Эзоп” должно была пополнить мою коллекцию.

Разве Ксанф не оказался в безвыходной, пускай не смертельно опасной, но крайне серьезной ситуации?

И разве не было ясно, что решение существует (наверняка, весьма простое!), и что инструментом для него послужит Слово?!

Понятным было и то, что, согласно законам драматургии, легкомысленный философ найти это решение самостоятельно не сможет, и что мудрый Эзоп уже знает ответ, отнюдь не требующий никаких титанических либо жертвенных усилий.

Какой же совет Эзоп даст своему хозяину, думал я, держа закрытую книгу перед собой.

В течение какого-то времени я пытался разгадать загадку, но ничего путного в голову не приходило.

Мне не оставалось ничего другого, как продолжить чтение.

Да, выход, конечно же, существовал, - простой, как всё гениальное.

Правда, Эзоп открыл его философу не сразу.

Стремясь преподать урок не столько Ксанфу, сколько его жене Клее, Эзоп какое-то время отвечал на все доводы и мольбы философа безжалостным восклицанием: “Выпей море, Ксанф!”

И лишь в кульминационный момент этой сценки указал путь к спасению: “Так и скажи им: я выпью море! Только море. Без воды рек, впадающих в него. Предложи им: “Отделите воду рек от морской воды, и я выпью всю воду, оставшуюся в море!”

Так с помощью нескольких фраз Ксанф сохранил свое благополучие, избавился от призрака нищеты. И, что знаменательно, для этого ему не пришлось даже ударить палец о палец!

А ведь мог бы в одночасье потерять всё!

Если бы не Эзоп…

Эту свою коллекцию я продолжал пополнять и позднее.

Правда, с течением времени ее направленность существенно изменилась.

С годами меня в большей степени стали интересовать не литературные (пускай и гениальные, но все же вымышленные) ситуации, а реальные, те, что действительно происходили в истории человечества, начиная от времен древних царств.

Оказалось, что примеров, когда Слово влияло на судьбу не только отдельного человека, но и целого народа, а то и мира, можно отыскать в глубине веков предостаточно, и все они подтверждаются документально!

Но ведь то же самое говорил и Эзоп: “Вся Греция, Ксанф, от колонн Парфенона до статуй Фидия, от богов Олимпа до славы о Трое, от оды поэта до учения философа, - вся Греция была создана языком, красивым и простым греческим языком, который не умолкнет в веках”.

Этот монолог Эзопа о греческом языке может быть отнесен ко всем другим цивилизациям, как и к истории человечества в целом!

Нельзя, однако, забывать, что у Слова имеется и оборотная сторона.

Да, Слово защищает, выручает и спасает, но оно же может погубить.

Слово устанавливает мир, но и начинает войны.

Слово приносит человеку славу, но и позор.

Слово возвышает одну судьбу, но сокрушает другую…

В точности, как у Эзопа: “Язык, господин, это самое скверное, что есть в мире. Это источник всех интриг, начало всех дрязг и виновник всех споров… Языком мы говорим “умри”, “каналья”, “подлец”… Язык – это то, с помощью чего Греция внесет смятение в умы…”

Перебирая в папке свое тематическое богатство, я все отчетливее ощущал, что Слово это не набор звуков и не сотрясение воздуха, но колоссальный сгусток таинственной энергии, некая могучая, вполне материальная сила, которая, действуя по неким неведомым людям законам, может изменять и направлять ход событий, как частных, так и глобальных, общемировых.

Как в позитивную, так и в трагическую сторону.

Эта связь не всегда была очевидна.

Пытаясь добраться до сердцевины событий, я стал обращаться к историческим источникам, пополнять свой собственный багаж знаний, зачастую отрывочных, делать выписки по теме…

Постепенно этих выписок набралось на целую книгу.

И вот она перед вами, эта галерея исторических ситуаций, в которых действуют цари и полководцы, диктаторы и министры, дипломаты и разведчики, знаменитые ученые и литераторы, а также простые люди, чьи имена остались безвестными.


С этой книгой читают
Забота у нас простая, Забота наша такая: Жила бы страна родная, И нету других забот! И снег, и ветер, И звёзд ночной полёт. Меня мое сердце В тревожную даль зовёт.
Продолжение "Ущелья Али-Бабы". Глухая провинция, но какие страсти кипят тут.Погони, убийства, роковые красавицы, бандиты всех мастей. Герой романа занят поисками пропавшего ученого создавшего секретное оружие.
Они больше не друзья, а только партнеры по бизнесу. И каждый тянет одеяло на себя, подозревая другого в том, что тот ведет нечестную игру. Но ситуацию направляет кто-то третий. Кто он? Или она?
В городе Белособоровске с давних пор гуляет легенда о жутком оборотне. Чудовище наделено чертами крокодила и волка, и на его счету немало жертв. Но кого может всерьез испугать плод вымысла?
У знатной московской графини пропадает самая важная её драгоценность – розовый бриллиант. Этот бриллиант был когда-то подарен нашим царём, Алексеем Михайловичем, своей жене… За дело берётся частный московский детектив Вячеслав Андреевич Орлов. Сначала дело кажется довольно простым, однако впоследствии оказывается, что преступник настолько искусно и умело заметал следы, что смог обмануть даже самого Орлова…В основе сюжета лежат мемуары начальника
Порой нам снятся до жути реалистичные сны. Вот с Джейкобом такая же история, не думал он, что станет детективом…
7 декабря 1941 года крупнейшая военно-морская база США Перл-Харбор, подверглась внезапному нападению японской армии, в течение двух часов уничтожившей большую часть американского Тихоокеанского флота. Почему американское командование, незадолго до произошедшего получившее от разведки секретные шифры и знавшее о готовящемся нападении Японии не предприняло никаких мер и допустило уничтожение множества боевых кораблей и гибель тысяч людей? Ответ на
Петербург начало двадцатого века. Чумной форт. Здесь налажено изготовление противочумной сыворотки. В зверинце крысы, заражённые чумой. Одна клетка оказалась пустой. Кто-то выпустил крысу… Зачем? Кто?
Наконец-то Кесси выбрали для выполнения очередной миссии в Мире желаний! Никто не сомневался в успехе, но почему-то, едва Кесси оказалась на земле, всё пошло не так. Окажется ли Кесси первой из Звёздных Посланниц, которой так и не удастся воплотить мечту её Желателя?
Новый роман о выдающемся сыщике Льве Гурове – герое старейшей детективной серии. За 25 лет вышло около 200 томов тиражом десятки миллионов экземпляров.В Подмосковье задержан странный тип, угнавший машину, набитую фрагментами человеческих тел. На вопросы следователя задержанный ответить не смог, так как при невыясненных обстоятельствах был кем-то избит и частично потерял память. Полковник МВД Гуров привлек к работе психиатра, и тот помог угонщику
– Зачем ты вернулся? Снова разбить мне сердце? – шиплю я, с яростью глядя на безмятежное лицо того, кого однажды любила. – Твоё сердце мне не интересно, – ухмыляется он. – Это сделка. Мы сыграем в любовь ради мира между нашими странами. – Только ты мог предложить такое. Ведь у тебя самого сердце ледяное. – В самом деле, – шепчет он, вдруг оказавшись совсем близко. – Но я напомню тебе, что даже с ледяным сердцем могу быть очень горячим... *** Даже
Он старше меня на двенадцать лет. А я влюбилась без памяти и готова совершать впервые действительно серьезные глупости. Ему не нужны проблемы в виде наглой девчонки. А мне нужен он любой ценой. Он не хочет ввязываться в авантюру, а я уже по уши в нее ввязалась. - Ты пожалеешь об этом, - хриплый голос бьет по вискам, его горячие прикосновения сводят с ума. - Это будет потом, - шепчу и совершаю то, о чем очень скоро пожалею. Но это будет потом, а с