Телефон подал голос, когда Майя наклонилась, чтобы застегнуть сапоги – чёрные замшевые сапоги на высоком крепком каблуке, только вчера купленные в попытке улучшить настроение. За окнами хлестал холодный октябрьский дождь, по тротуарам текли ручьи, сапоги было жалко, и Майя собиралась вызвать такси – садиться за руль она не любила, на работу и обратно предпочитая ездить на метро.
Она подняла один за другим замочки «молний» и выпрямилась. Телефон надрывался, на экране светилось «Русаков А.», но чья это фамилия, сообразить не удавалось. Только бы не клиент, подумала Майя с беспокойством. Клиентов она теперь не брала – от небольшой частной практики, оставшейся с тех давних пор, когда она была обычным психотерапевтом, Майя уже четыре месяца, как избавилась. Но люди по старой памяти продолжали ей звонить, и она всякий раз мучилась угрызениями совести, отказывая тем, кто нуждался в помощи.
Несмотря на это, игнорировать телефонные звонки Майя себе не позволяла, а потому, помедлив ещё секунду, коснулась значка «Ответить».
– Майя Шустова. Слушаю вас.
– Майя Михайловна, здравствуйте! – раздался в трубке смутно знакомый энергичный мужской голос. – Это Артём Русаков. Артём из «Сердца гор», – пояснил мужчина, не дожидаясь, когда она откликнется. – Помните меня?
Майя даже засмеялась от облегчения.
– Здравствуйте, Артём. Конечно, я вас помню.1
После отъезда из «Сердца гор» они не разговаривали. На Восьмое марта и на день рождения Майя получила от Артёма открытки, а в начале лета сама написала ему письмо – предупредила, что в августе, как планировалось, приехать не сможет. Администратор любезно ответил, что приглашение остаётся в силе и она может воспользоваться им, когда захочет, главное, чтобы в гостевом доме в тот момент имелся свободный номер. Этим их общение и ограничилось.
– Я в Москве, – сообщил теперь Артём, – На выставке по гостиничному делу. И вот… решил вам позвонить… Майя Михайловна, мне очень нужен ваш совет.
– Совет? Какой? – слегка удивилась она.
Он вздохнул:
– Это не телефонный разговор. Если можно, я хотел бы с вами встретиться.
Почему бы и нет, рассудила Майя. Поездка в «Сердце гор» оставила у неё приятные воспоминания, Артём был ей симпатичен, а реплика о «нетелефонном разговоре» возбудила любопытство.
– Хорошо, давайте встретимся, – ответила она после недолгого раздумья.
– Спасибо большое! – обрадовался её собеседник. – Давайте, я подъеду, куда и когда вы скажете.
– Вы на машине?
– Да.
– Тогда заберите меня с работы прямо сейчас, – предложила Майя – сегодняшний вечер был у неё свободен.
Она объяснила дорогу. Выяснилось, что Артём находится в нескольких кварталах от неё, так что долго ждать его не пришлось. Майя вышла из здания экспертного центра и замерла под широким козырьком, с края которого стекали ядовито-жёлтые от фонарного света дождевые струи. Ей требовалось глотнуть свежего воздуха – хотя какая уж тут свежесть, посреди перегруженной в час пик центральной улицы? Минут через пять напротив входа остановился светло-зелёный «рено-логан», из которого выскочил рослый плечистый парень с большим зонтом. Парень подбежал к ней, она узнала его широкое улыбчивое лицо с живыми тёмными глазами.
– Идёмте скорее, Майя Михайловна, – воскликнул он, приглашая её под зонт. – Жесть, а не погода!
Она сама не заметила, как оказалась в тёплом и сухом автомобильном салоне, и даже ног замочить не успела. Артём бросил на заднее сиденье сбрызнутую дождём куртку, оставшись в бежевой толстовке с коричневой надписью: «Нормально ДЕЛАЙ – нормально БУДЕТ!» Устроился на своём месте, положил руки на руль и улыбнулся.
– Как я рад, что сумел вас найти!
Видно было, что, действительно, рад.
Мимо проехал грязный серый внедорожник неведомой марки. Майя вдруг вспомнила, что на таком же, только белом, Артём разъезжал в Абхазии.
– Это ваша машина? – поинтересовалась она, имея в виду «рено».
– Нет, не моя. Сюда я на самолёте… Машину взял напрокат. Не люблю ходить пешком, особенно по такой погоде.
Майя расстегнула верхние пуговицы плаща, поудобнее разместила усталые ноги.
– Вы же поговорить хотели, верно?
– Верно, – кивнул Артём.
– Тогда предлагаю где-нибудь поужинать. Там и поговорим. Не знаю, как у вас, а у меня обед был очень давно.
По правде сказать, пообедать по-человечески Майя сегодня забыла вовсе, но вспомнила об этом только сейчас.
– С удовольствием! – отозвался парень. – Где? Я здесь у вас почти ничего не знаю.
Майя выбрала итальянский ресторан на Таганке, который всегда её радовал не только отменным качеством еды, но и разумными ценами, и не слишком громкой музыкой. Артём нашёл адрес в навигаторе, и они поехали.
По обе стороны от машины веером разлетались брызги, и чудилось, что никакая это не машина, а катер, плывущий по странной жёлтой реке. На лобовое стекло, вне досягаемости «дворников», налипали бурые кленовые листья. Артём молчал, не отрывая глаз от дороги. Майя догадывалась, что сумасшедшее московское движение выводит его из равновесия.
В ресторане им повезло занять столик на втором этаже, в удалении от главного зала – для разговоров этот тихий уголок подходил как нельзя лучше. Спутник Майи с необычайной ловкостью устроил её на диване. Миг – и Майин плащ уже висел на вешалке, сумочка лежала на широком подлокотнике, а сама она сидела, удобно опираясь о бело-голубую полосатую спинку.
Артём уселся напротив, придвинул к себе папку меню, раскрыл её, принялся перелистывать страницы, и Майя вдруг поняла, что он волнуется. Щёки у него горели, пальцы подрагивали. Предмет, о котором он собирался с ней советоваться, похоже, задевал его за живое. Порыв сказать Артёму что-нибудь ободрительное Майя подавила – молодому человеку не понравится, что его волнение не осталось незамеченным, это она чувствовала.
С заказом справились быстро.
– Так о чём же вы хотели посоветоваться, Артём? – мягко спросила Майя, когда официантка ушла; тратить время на вежливые «реверансы» было незачем.
– В двух словах и не объяснишь, – нахмурился он и опустил глаза. Взял бумажную салфетку и принялся было её сгибать, но отбросил и сцепил пальцы в замок. – Это касается «Сердца гор»…
– Я так и подумала.
– У нас там какая-то ерунда творится. И что с ней делать, я не знаю.
– Давно творится?
– С середины августа.
Артём достал из своей сумки и положил на стол планшет.
– Я хочу по порядку… Давайте, покажу, с чего всё началось.
Майя кивнула, он включил планшет, отыскал в нём, что требовалось, и развернул в Майину сторону.