Отечественная система высшего профессионального образования (ВПО) переживает очередной этап модернизации. В поисках адекватной современным требованиям модели образования и обучения используются положения Болонской декларации, учитывается другой мировой опыт.
Принятие стандартов нового поколения – это существенная модернизация всей системы высшего образования в соответствии с европейскими правилами. К сожалению, широкая экспансия инновационных идей сопровождается уничтожающей критикой старой, традиционной модели. Но модернизация давала положительные результаты только тогда, когда одновременно сохранялись самобытные идейно-педагогические и мировоззренческие основы отечественной системы образования. Конечно, необходима серьезная аналитическая, исследовательская работа и образовательная практика, чтобы разобраться, что нужно отбросить или изменить в традиционной модели высшего профессионального образования, а что обязательно использовать как конкурентное преимущество нашей отечественной системы в условиях глобализации и конкурентной борьбы в мировом образовательном пространстве.
Модернизация ВПО должна привести и приводит к пересмотру общих дидактических моделей обучения, к выработке новых образовательных парадигм. Наибольшую трудность всего этого процесса в конечном счете испытают вузы, поставленные перед необходимостью разработки новых образовательных программ, обеспечения и реализации современных форм и технологий обучения. Заявленный переход к стандартам нового поколения приведёт к необходимости проектирования образовательного процесса (множество образовательных программ разного уровня и направленности) на местах, в вузах. Готовы ли наши вузы к такой ответственности и такой масштабной проектной педагогической деятельности? Необходимо от периода инновационного опробования разных элементов новых моделей образовательного процесса перейти к проектированию и организации целостного, системно и логически увязанного процесса образования и обучения в новых условиях.
Деятельность по дидактическому проектированию процесса обучения в условиях перехода на новую модель в соответствии с заданным форматом ФГОС ВПО нового поколения значительно отличается от традиционной методической деятельности ППС по реализации учебных планов предыдущих стандартов. В этих планах были жестко заданы предметная модель процесса – количество предметов, их содержание и структура, дидактическое описание, характеристики трудоемкости, временные параметры и другие структурно-содержательные параметры процесса. Новый же стандарт – это стандарт другого типа, предмет стандартизации в котором ориентирован не на ресурсные параметры процесса, а на результаты его. Такой стандарт (и другие документы, входящие в объем понятия «стандарт» ВПО, – законы о высшем и послевузовском образовании, классификатор направлений и специальностей и др.) предопределяет новый уровень деятельности по проектированию и другой, более высокий, уровень ответственности за проектирование, организацию и результаты процесса образования и обучения.
Активно обсуждаемые сейчас инновационные модели необходимо еще оформить в законченные, целостные, нормативно оформленные процессы, довести их модели до технологического уровня, на основе которого и происходит конструирование конкретных образовательных программ дисциплин, модулей, практик и т. д. Однако обзор обширной литературы последних лет показывает, что ещё далека до завершения работа по теоретическому обоснованию новой модели (или моделей, учитывая диверсификацию уровней и видов образовательных программ) высшего профессионального образования. А необходимость опоры на теорию в проектировании и организации процесса образования и обучения совершенно очевидна.
Что положить в основу проектирования образовательных программ в соответствии с новым стандартом – какие подходы и теории? На взгляд автора, системообразующим фактором проектирования образовательного процесса в новых условиях должна стать политеория (включающая компетентностный, деятельностный, интегративный, контекстный, модульный, личностно-развивающий подходы и др.), которая еще не оформилась.
Одна из важнейших позиций нового стандарта ВПО (и не только ВПО, а всех систем образования в нашей стране, входящих в понятия «непрерывное образование», «образование через всю жизнь») – это компетентностный подход к образованию. Восприятие данной новации в нашем вузовском сообществе неоднозначно – от полного неприятия, до огромных надежд, связанных с тем, что компетентностный подход решит все проблемы ВПО. Но нельзя оказаться в плену заблуждений по поводу возможностей компетентностного подхода. Вряд ли он решит все проблемы отечественного высшего профессионального образования. А вот выявить возможности компетентностного подхода, с одной стороны, и ограничения, с другой – одна из задач настоящего исследования.
Взявшись за проблему перехода ВПО на новую модель, автор ставит цель: более пристально рассмотреть проблему перехода к компетентностной модели образовательного процесса. Из анализа документов Болонского процесса, публикаций отечественных авторов следует, что в новой модели меняется результативно-целевая составляющая образовательной системы. Это зафиксировано в проектах ФГОС ВПО. Изменение целей ВПО, новый формат их формулирования стали предметом многочисленных исследований. Однако остается не решенной проблема содержания образования и обучения при переходе к компетентностной модели образовательного процесса. Меняется ли его структура? Если меняется, то каковы закономерности изменений содержания обучения в условиях перехода к компетентностной модели образовательного процесса?
Теоретико-педагогические обоснования компетентностной модели образовательного процесса до сих пор остаются размытыми, опираются на слабоструктурированную дидактику в виде набора эмпирически найденных приёмов, средств и правил. Всё это затрудняет создание модели обучения, которая бы отвечала потребностям проектирования основной образовательной программы (ООП) в условиях введения ФГОС ВПО. Одна из главных причин затруднений заключается в том, что в новом стандарте задается неопределённость позиции содержания. Если следовать стандарту, то заданный формат целей образования – компетенции – задают и содержательное поле для процесса обучения. Но такая постановка не дает ответа на то, каковы принципы построения содержания обучения, каковы структурные единицы и структура процесса обучения как операционально-технологической составляющей образования. Это и создает проблему. Как будет показано в исследовании, традиционная предметно-содержательная модель процесса обучения не подходит для достижения новых целей образования и обучения. Такая модель концентрирует внимание на количественных, ресурсных, поэлементно-регламентированных параметрах процесса. Компетентностный подход переносит это внимание на конечный результат образовательного процесса.