Идея изложения согласного учения святых отцов Восточной Церкви современным и адаптированным психологически языком витает в умах православных мыслителей и христианских психологов очень давно, тем не менее, до сих пор такого труда не появилось, хотя попытки его создания предпринимались неоднократно за последние 300 лет на протяжении которых христианская психология пытается о себе заявить, как о полноценной дисциплине и категории знания, ведя постоянный диалог с наукой.
Степень научности согласного учения святых отцов о душе обсуждать очень сложно, поскольку оно так или иначе касается области духовного, т.е. невещественного и энергийного, относящего к мистическому, эзотерическому и сверхъестественному, что очень трудно и невозможно фиксировать, верифицировать и подводить под те или иные научные гипотезы.
Тем не менее, автор абсолютно уверен в соответствии согласного учения отцов современной науке и в частности психологи и нейропсихологии, поскольку учение верно по своей духовной сути, которая многократно была доказана за более чем 2000 лет самими святыми отцами и всеми духовными подвижниками, практически достигавшими благодаря этому знанию невыразимых высот святости и духовного совершенства, что и говорит о методологической верности данного подхода.
Ни в одной другой христианской конфессии нет такого большого числа признанных святых в ликах пророков, апостолов, святителей, преподобных, благоверных, блаженных, чудотворцев и т.д., какое есть в Восточном Православии, имеющем предание отцов. Всё это убедительного говорит о непререкаемой верности согласного учения. Вместе с тем, как это ни парадоксально, но при всей верности согласного учения в православии до сих пор не существует его концентрированного и адаптированного изложения.
Существует огромная по своей ёмкости библиотека святоотеческого духовного наследия и предания, насчитывающая тысячи духовных книг, из которой каждому, кто интересуется традицией, нужно на свой собственный страх и риск выбирать отдельные крупицы духовного знания для составления целостной мозаики общей методологии духовного спасения. Это просто колоссальный по объёму труд, требующий десятилетий и у очень не многих есть на это время и силы.
Именно по этой причине наличие адаптированного труда, который бы излагал согласное учение отцов в методологически понятном и концентрированном виде, было большим благом для церкви, священства, семинаристов и большого числа верующих, интересующихся святоотеческим духовным наследием и преданием.
Особенно актуальным данный труд был бы именно сегодня в связи с нарастающим духовным кризисом, связанным с обновленчеством и отходом церкви от святоотеческого наследия и предания в сторону схоластики и идеологии. В этой связи возврат к истокам, т.е. к святоотеческому наследию и преданию отцов Восточной Церкви в лице согласного учения отцов видится едва ли не единственным выходом из этой кризисной ситуации.
Так в чём же состоит трудность концентрированного изложения согласного учения отцов Восточной Церкви современным психологически адаптированным языком?
В действительности таких трудностей очень много и в первую очередь – это методологическая сложность самого согласного учения отцов, которое касается абстрактного или сложно выразимых понятийно духовных категорий, не имеющих аналогов в мире грубых вещественных форм, связанных с тончайшими энергийными и информационными процессами, протекающими на уровне души и духа. Второй проблемой является смелость или скорее даже дерзость самого изложения учения и толкования духовных понятий и категорий языком современной науки и психологии. Всё это создаёт большой риск внесения искажений (ересей) в оригинальное учение отцов, существующее в рассеянном виде в святоотеческом наследии и предании.
В данной связи встаёт принципиальный и самый главный вопрос о том, а можно ли вообще создать сегодня такой труд и сделать предельно точное изложение согласного учения отцов современным языком или это уже невозможно в принципе в наше время в силу утраты самой традиции и знания?
Отвечая на этот весьма не простой вопрос, хочется сказать, что изложение согласного учения отцов современным языком в принципе возможно и заслуга в этом принадлежит именно православной психологии, которая не стояла всё это время на месте, а более 300 лет искала свой путь. Вместе с тем, и само христианское самосознание достигло в наше время такого уровня когнитивного развития, который не может удовлетвориться теми примитивными схоластическими подделками, которые выдают сегодня за вероучение и православие.
Начатый в 2020 г. и получивший широкий резонанс диалог в Сретенской духовной семинарии протоиерея Павла Великанова с протоиереем Вадимом Леоновым о роли и месте психологии в подготовке пастырей окончательно подтвердил необходимость наличия в системе подготовки духовенства курса психологии, но только психологии святоотеческой и православной в лице согласного учения отцов, а не светской и западной, стоящей на позициях рационализма и эгоцентризма.
Таким образом, идея создания концентрированного изложения согласного учения отцов о душе совершенно реалистична и даже имеет свои теоретические и методологические предпосылки не только в виде самого святоотеческого предания, но и в виде целого ряда трудов по христианской психологии, начиная с первого в России учебного пособия по православной психологии – «Наука о душе, или ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия» 1796 г. Ивана Кандорского, трудов святителя Феофана Затворника, фактически оформившего контуры парадигмы христианской психологии, до современных авторов – Л. Ф. Шеховцовой, Ю. М. Зенько, Н. М. Новикова и др.