Приветствую, дорогой читатель! Наверное, в предисловии я как-то должен вас настроить на всё то, что будет изложено в этой книге. Боюсь, что вынужден разочаровать. Данная книга является сборником мыслей, которые появлялись в голове автора на протяжении всей жизни. Многие из них обдумываются до сих пор и со временем дополняются или даже трансформируются. Единственное, что их объединяет – любовь к музыке, творчеству и жизни.
В первую очередь данная книга, как мне кажется, для пианистов. Очень большая часть книги посвящена именно фортепианной игре. Но, я так же надеюсь, что присутствуют здесь мысли, которые смогут быть полезны и остальным музыкантам, а может быть и не только музыкантам. Общие вопросы: экзистенциальные, политические, психологические захватывают меня не меньше. Но всегда я возвращаюсь к музыке.
Я ни в коей мере не претендую на научность данных трудов, да и язык книги больше разговорный. У меня нет желания кого-то чему-то поучать. Совсем наоборот, я хочу делиться. И если у читателя возникнет желание о чём-то поговорить или сделать темой для обсуждения, я всегда буду рад поддержать беседу (если, конечно, буду в добром здравии). Так уж вышло, что мне в жизни несказанно повезло соприкоснуться с одной из самых известных фортепианных школ. Но об этом вы сможете прочитать в самой книге.
Большая часть мыслей родилась после моего обучения у профессора Евгения Александровича Левитана. Именно он не пожалел времени, отведённого на уроки, для того, чтобы привить азы фортепианной игры: любовь к полному певучему звучанию рояля, уважение к авторскому тексту и множество знаний, о которых и не задумывался молодой студент до этой встречи.
Многие знания, которые подарил мне мой любимый профессор на протяжении долгих лет обдумывались мной с нескольких ракурсов. В первую очередь это устройство нашего инструмента. Когда начинаешь понимать, как устроен великий рояль, эти знания становятся не чудом, а фактом и становятся неоспоримыми после неустанной практики. Во вторую очередь я обдумывал эти знания с точки зрения физики и акустики. Да, я вынужден признать, что, когда я выступаю с методическими сообщениями или мастер-классами, многие относятся с известной долей скепсиса и недоверия, но только до того времени, пока сами не услышат звук или поймут теоретическую основу.
Эту книгу я писал более пяти лет, и многие мысли менялись со временем. Я понял, что жизнь и опыт постоянно вносят свои коррективы. И, чтобы хоть как-то остановится и провести черту – своеобразный рубеж, книга должна уже увидеть свет, а мне нужно двигаться дальше.
18.08.2023 год.
Глава 1. Моя «национальная» идея
Когда-то, несколько лет назад, мне поручили написать и прочитать доклад на очередной коллегии по культуре на тему «О роли дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения». Я честно долго размышлял на эту тему и, как привык это делать со школьной скамьи, написал свои мысли по этому поводу. Надо ли говорить, что как только этот доклад прочли «наверху», он тут же выпал из повестки заседания, потому что «такое читать нельзя!»
Ну что ж, нельзя, так нельзя. Зато в книге эти мысли я с удовольствием выложу. Я действительно считаю их своим вариантом «национальной идеи». Конечно словосочетание здесь не вполне ёмкое, потому как применять его нужно не к отдельно взятой нации, а ко всему земному шару. И так, привожу текст того самого неудавшегося доклада.
«Если желаешь, чтобы мир изменился, —
сам стань этим изменением»
Махатма Ганди
Добрый день! Я рад приветствовать всех в стенах нашей школы. Тема моего доклада: «О роли дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения». С одной стороны, тема звучит довольно обыденно для такого мероприятия. Но для меня эта тема звучит очень злободневно. Я постоянно стал думать на эту тему в тот момент, когда стал отцом. Тогда я отчётливо понял, что через каких-то двадцать-тридцать лет мы будем жить в мире, которым будут управлять наши дети. Я так же понял, что они об этом задумаются только тогда, когда сами станут родителями. Самое страшное, они вряд ли смогут задуматься в детстве о том в каком мире они хотят жить. Ведь в раннем возрасте, в юности они только познают мир. Мир для них – это данность, а не то, что может поменяться и уж тем более не то, что могут изменить они сами. И парадокс тут в том, что они изменят его в любом случае. Он изменится в зависимости от того, какими будут они.
Когда я думаю о каком-либо явлении, я всегда задаю себе три вопроса:
1. Что это?
2. Для чего это?
3. Что с этим делать?
Мне не хотелось отступать от этих вопросов и в этот раз, поэтому план моего доклада и составили эти три вопроса. А теперь позвольте начать.
Так как я буду говорить о дополнительном образовании в области культуры и искусства, первый вопрос нужно понимать, как «Что такое культура?»
Два определения:
1. «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»
2. «Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»
Я прошу заметить, что в обоих определениях фигурирует слово «ценности».
Давайте вспомним классическую этимологию слова «культура», которой нас учили в курсе истории в советской школе. С латыни переводится, как «возделывание». Возвращаемся к слову «Ценность» и задаём себе вопрос: «какие материальные и духовные ценности несло возделывание земель для людей средневековья»? С материальными более или менее понятно. Эпоха земледелия и животноводства. Еда для себя, еда для скота. То есть возделыванием земель человек мог обеспечить себе главную составляющую прожиточного минимума – еду себе и своей семье.
С духовными ценностями посложнее. Да, относительно времени года строилась работа с землёй. Люди познавали природу, познавали её законы, начали высчитывать закономерности, т.е. сама работа с землёй их просвещала относительно законов природы. Одна из культурных ценностей пришедшая в мир от возделывания земли – календарь. Если мы хорошо изучим славянский календарь, то станет ясно, что не только новый год (или если быть точным «новолетие») зависело от начала работ, а потом от уборки урожая, но и вообще большая часть праздников зависела от явлений, тесно связанных с земледелием.
Ещё одна духовная ценность – творчество. Это и вокальное творчество, и художественное творчество, связанное большей частью с верованиями и культами. Богов в те времена было ещё много, основные религии, которыми мы оперируем в наши дни ещё не обзавелись мощными институтами власти. И все эти Боги были ничем иным, как силами природы. Но эти культурные ценности имеют для нас интерес больше исторический.