Ну что? Я приветствую тебя, мой дорогой читатель!
Если ты сейчас держишь в руках эту книгу, значит, твоя жизнь точно изменится!
Не знаю, хочешь ли ты её менять, и я буду рада, если ты ответишь, что тебя в ней всё устраивает.
Но, как психологу мне известно, что стремление к развитию заложено внутри нас. Иначе человечество просто бы не выжило.
В этой книге ты не встретишь сложных психологических терминов и формулировок. Так уж сложилось, что я умею упрощать сложные вещи, как в жизни, так и в книге. Надеюсь, что ты это оценишь.
Я люблю людей и живу с большим интересом ко всему, что есть внутри каждого из нас. И для меня нет ничего ценнее и занятнее, чем опускаться в недра человеческого сознания и находить для него оттуда жемчуга. Некоторые из этих сокровищ настолько значимы, что я не смогла оставить их в своей записной книжке, и дала им место в этой книге. Поэтому, несмотря на лёгкость книги, глубина её всё же будет значительной. Мой главный инструмент в жизни – это диалог. Я верю, что в нём рождается глубочайшее понимание себя и окружающих. Путь к «встрече» с собой и с окружающими, рождается через беседу. Именно поэтому, работая над этой книгой, мне было важно говорить с вами. Говорить так, будто вы сейчас слышите меня, а я слышу вас.
За последние годы я разработала немало международных проектов, среди которых интенсив «Состояние Лейля» получил особый отклик. Это вдохновило меня продолжать работать над этой темой. И вот мы здесь.
Предвкушая эту встречу, оставляю вас с тем, что родилось за последние несколько лет и обернулось в этот скромный труд книгу «Состояние Лейля».
С большим уважением к Вам, за то, что выбрали эту книгу. Зейнеб Баирова. 25.01.2022 г. Симферополь/Акъмесджит.
«Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера окрепла. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах – Знающий, Мудрый» (Сура «Фетх», 4 аят).
Разве есть слова лучше, чем слова Всевышнего.
Именно с этих небесных посланий хочется начать знакомить Вас с тем, как устроен наш внутренний покой, и почему он так важен.
Наши сердца подвластны воле Создателя; безусловно, Он одаривает нас всеми благами, и только по его велению «КУН!» (Будь!), мы обретаем их, или напротив, теряем. Но причины для этого выбираем мы сами. Каждый раз, выбирая что-либо, мы создаём причины последующих событий, и воля Всевышнего определяет, быть тому, что мы выбрали, или нет.
Мы можем стремиться к благополучию, но этого будет недостаточно. Без определённых мер, действий и усилий мало что может измениться само по себе. Я думаю, многие из вас неоднократно слышали послания Корана:
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Сура «Рад», 11 аят.
Как я понимаю «причины» в вопросе личностного развития?
Поиск причины – это обращение ко всему, что сотворено Всевышним для использования человеком ради его благополучия. Всё, чем наполнена Вселенная, создано для человека! Природные ресурсы, законы физики, химии и астрономии, знания анатомии, психологии и всевозможные науки, – в конечном итоге – это творения, данные человеку в помощь, чтобы облегчить его пребывание на Земле, с перспективами обрести счастье в обоих мирах.
Психология, как и любые другие науки, призвана служить человечеству с той же целью – обеспечить комфортное пребывание здесь, в этом мире.
И коль «внутренний покой» столь важен для нас с позиции мирского благополучия, так почему бы не дать шанс психологии помочь нам в этом, и стать той самой «причиной»?
Я не так долго живу, чтобы причислять себя к первопроходцам среди теологов и психологов в нашей стране, но мои двадцать лет опыта работы в религиозной жизни мусульман, и десять лет работы в кабинете психолога дают мне право рассуждать на тему места психологии в жизни человека. И мне известны те «надуманные конфликты», которые якобы возникают между научным знанием психологии и религии. Увы, здесь я могу лишь огорчиться и подчеркнуть надуманность этого конфликта по причине незнания вопроса сторонами конфликта. Я не буду развивать тему мнимого противостояния психологии и религии в этой книге. Эта тема, возможно, станет причиной моей следующей встречи с вами. Но это будет уже совсем другая история. Здесь лишь отмечу, что, независимо от уровня моего профессионализма и призвания психолога, моя вера – это важная часть моей идентичности. И за какой бы труд я не бралась, мои ценности будут отсвечиваться в них красной нитью.
В кабинете психолога я буду оставаться психологом и помогать клиенту решать проблемы на уровне его ценностей. Но думаю, что в написании книги, пусть с большим акцентом на психические процессы, где я основываюсь на научные труды психологов, я не откажу себе в возможности поделиться с вами моими духовными ценностями. Поэтому в некоторых местах этой книги вы встретитесь с текстами Священной книги мусульман – Корана. Если они обогатят ваши знания и направят на нужные мысли – это будет для меня большой радостью.
Как психотерапевт, который рос и развивался среди самых разных социальных и культурных слоёв общества, могу с уверенностью отметить, что мне знаком внутренний мир нашего человека. Рассуждая на тему того, как устроена личность, я всё больше убеждаюсь, что независимо от вероубеждения и приверженности к той или иной культуре, наши «боли» в чём-то схожи. Возможно, мы по разному относимся к тому, как эти «боли» воспринимать, и ещё важнее, как их «унимать», но принципы и пути того, как они рождаются, у всех одинаковы и подчиняются законам психики.
Боль утраты и отвержения, страхи и тревоги, стыд и вина работают по одним и тем же принципам, поражая одни и те же зоны нашего мозга, влияя на нашу психику и приводя нас в определённые состояния. И пусть за последние года я прожила более пяти тысяч часов терапии с самыми разными клиентами, работая индивидуально или в группе, независимо от того кем они были, я увидела нечто объединяющее всех их…
Кто-то из этих женщин жил торопливо, пытаясь везде всё успеть, и у них что-то даже получалось. Кто-то играл роль «хорошей» девочки, и её было так много, что это мешало порой просто сказать «нет», даже когда само согласие казалось абсурдным.
Изредка попадались мужчины, неспособные выключать телефоны в отпуску, из страха не работать, или мужчины, живущие с мыслью о внезапной невостребованности, с ночными кошмарами и депрессиями, вытекающими в игры в «танчики» или «контрстрайк».
Всех этих людей, с которыми меня свела профессия, объединяло чувство беспокойства. Может сейчас самое время начать здесь использовать психологическую терминологию, называя вещи своими именами, но, думаю, у меня ещё будет такая возможность.