«Находились ли союзники в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но они стреляли в советских людей, как только те попадались им на глаза. Они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда. Они страстно желали его погибели и строили планы его сокрушения» (Churchill W. S., The World crisis. The aftermath, 1929, p. 235). Уинстон Черчилль, в 1917—1921 гг. неоднократно министр Великобритании, один из организаторов антисоветской интервенции.
Интервенция Антанты потерпела крушение: силой оружия Советский вопрос разрешить не удалось. Однако руководители Антанты совсем не намеревались прекращать борьбу против Советской власти. Приходилось, однако, изменить методы своих действий. К этому вынуждали не только военные победы Советской республики, но и напряженное внутреннее положение в самих государствах блока. Антанта (фр. entente «соглашение») – военно-политический блок Великобритании, Франции и царской России, сложился в основном в 1904—1907 гг., коалиция также более 20 государств, в том числе, США, Италия и Япония. После победы в Первой мировой войне Верховный совет Антанты практически выполнял функции «мирового правительства», в процессе подготовки мирных договоров с Германией и ее союзниками противоречия внутри Антанты резко обострились, начался ее распад. В 1922 г., после окончательного провала планов военного разгрома Советской России, Антанта как военно-политический союз фактически прекратила свое существование. Составной частью гражданской войны в России явилось участие в ней экспедиционных корпусов Англии, Франции, США, Японии и др. Несмотря на то, что интервенты были сосредоточены в основном в портах и в активных боевых действиях участия не принимали, их отношение к происходящему в России было далеко не беспристрастным. Вооружив, сплотив силы российской контрреволюции, самим фактом своего присутствия интервенты, несомненно, виновны в том, что война продлилась до 1922 г. на Дальнем Востоке.
Еще в 1920 г. разразился послевоенный мировой экономический кризис, затронувший прежде всего Японию и США. Затем кризис перекинулся и на остальные страны капиталистического мира. К апрелю 1921 г. в них насчитывалось 10 миллионов безработных и почти 30 миллионов полубезработных. Кризис усилил революционное движение масс во Франции, в Италии, Англии, Германии и в ряде других государств. Рост революционного движения в странах капитализма усиливал враждебность капиталистических правительств к Советской России. Не одолев силой Советской страны, реакционные круги Антанты перешли к попыткам изолировать её от внешнего мира и взорвать изнутри.
Сотрудники агитпоезда, 20-е годы
С 1918 по весну 1921 г. в Советской России осуществлялась политика так называемого «военного коммунизма» – это продовольственная диктатура; национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, а также транспорта; запрещение торговли, рынка, свертывания денежного обращения и переход к регулируемому государством прямому товарообмену; трудовая повинность и милитаризация народного хозяйства; подчинение всей экономической жизни страны единому плану. Однако схожую экономическую политику проводили многие страны – участницы еще Первой мировой войны, так как военные действия не позволяло их правительствам осуществлять эквивалентный обмен между городом и деревней и толкало к принудительному регулированию хозяйственных отношений. Например, Германия еще в 1915 г. ввела хлебную монополию, фиксированные цены, нормированное распределение промышленных товаров и продовольствия, трудовую повинность и т. д. «Военный коммунизм» – это российский вариант широко практиковавшегося в 1914—1918 гг. государственного регулирования экономики. Но «военный коммунизм» в России оказался более радикальным, чем государственный капитализм в Германии, США и других странах. Этот радикализм объясняется рядом причин. Одна из них состоит в том, что экономика России пострадала в наибольшей степени по сравнению с экономикой других участвовавших в мировой войне стран.
Внутреннее положение Советской страны было чрезвычайно тяжелым. Народное хозяйство было разорено империалистической и гражданской войнами, иностранной военной интервенцией. Продукция крупной промышленности сократилась в 1920 году по сравнению с довоенным временем почти в 7 раз. В исключительно тяжелом состоянии находилась металлургия: чугуна выплавлялось только около трех процентов довоенного производства, угля добывалось в три раза меньше, нефти – в два с половиной раза; производство хлопчатобумажных тканей сократилось в двадцать раз. Из-за отсутствия топлива и сырья стояло большинство предприятий. Население испытывало острую нужду в самых необходимых промышленных изделиях. Крайне разорено было и сельское хозяйство. Не хватало хлеба и других продуктов питания. Рабочие промышленных центров голодали. Спасаясь от голода, многие уходили в деревню. В 1920 году индустриальных рабочих стало почти в два раза меньше, чем в 1913 году. Рабочий класс распылялся, часть его деклассировалась. Это ослабляло социальную базу диктатуры пролетариата. В условиях хозяйственной разрухи опасность мелкобуржуазной стихии была велика. А мелкобуржуазная стихия, говорил Ленин, страшнее всех Деникиных, Колчаков и Юденичей, вместе взятых. Эксплуататорские классы помещиков и крупной буржуазии были ликвидированы. Около двух миллионов помещиков, капиталистов, белогвардейцев, напуганных революцией мещан находилось за границей. Многие из них стали агентами зарубежных стран. Враждебно настроенные элементы, которые не смогли скрыться за пределами Советской страны, и кулачество прилагали усилия, чтобы натравить крестьян на рабочих, разорвать их союз и свергнуть диктатуру пролетариата.
В начале 1921 года возникли серьезные политические трудности, порожденные несоответствием политики военного коммунизма новым условиям. Сложившаяся в годы гражданской войны и интервенции военно-политическая форма союза рабочего класса и крестьянства оказалась недостаточной в мирных условиях. Нужна была экономическая форма союза. Крестьяне проявляли недовольство продразверсткой, которая лишала их стимула к развитию своего хозяйства. Они хотели продукты своего труда продавать на рынке. Недовольство крестьян использовали остатки контрреволюционных партий – кадеты, эсеры, меньшевики, анархисты, буржуазные националисты. Они развернули лихорадочную деятельность против Советской власти. В ряде мест Тамбовской губернии, Украины, Дона, Сибири им удалось поднять кулацкие мятежи. Термин «военный коммунизм» был «изобретен» одним из видных большевиков, постоянно вступавшим в дискуссии с В. Лениным, – А. Богдановым. Он называл «военным коммунизмом» организацию общества, при которой армия безусловно подчиняет себе тыл, создавая «организацию массового паразитизма и истребления». Сам Ленин заговорил о «военном коммунизме» лишь весной 1921 г., связав его с продовольственной разверсткой.