Оливье Котте - Создание персонажей фильмов и сериалов. От главного до второстепенных героев

Создание персонажей фильмов и сериалов. От главного до второстепенных героев
Название: Создание персонажей фильмов и сериалов. От главного до второстепенных героев
Автор:
Жанры: Кинематограф / театр | Телевидение
Серия: Пиши и сочиняй. Книги по сценарному и писательскому мастерству
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Создание персонажей фильмов и сериалов. От главного до второстепенных героев"

Когда мы смотрим кино, что запоминается больше всего? Операторская работа? Сюжетные повороты? Изящество диалогов? Нет! В первую очередь в нашу память врезаются персонажи! Ведь если нет героя – нет и истории.

Создать действительно запоминающегося персонажа непросто. Это целая наука! Он должен нравится зрителю, но иметь недостатки. У него должна быть мотивация, но не слишком сложная. Он должен меняться, а иногда и не должен.

Книга «Создание персонажей фильмов и сериалов. От главного до второстепенных героев» – подробное руководство как для начинающих сценаристов, так и для их более опытных коллег.

Все нюансы создания персонажа разложены по полочкам:

• Какие бывает типы персонажей?

• Что такое архетип и чем он отличается от клише?

• Кто такой протагонист и нужен ли ему антагонист?

• Что такое арка персонажа?

• Как вдохнуть жизнь в своего героя?

Ваш герой уже где-то там, он готов явиться миру и зрителю. Пора его написать!

Бесплатно читать онлайн Создание персонажей фильмов и сериалов. От главного до второстепенных героев


Olivier Cotte

Créer des personnages de films et de séries. Du protagoniste au personnage secondaire: méthodes, conseils et techniques d’écriture du scénariste


© Armand Colin 2022, Malakoff

© Диана Шалаева, перевод на русский язык, 2024

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024

* * *

Вступление

Чем нам запоминается фильм? Какие воспоминания остаются на долгие месяцы или годы от просмотра видеоряда, реплик героев, сюжета, музыки и всего остального, что составляет фильм?

Безусловно, это знаковые сцены или моменты, вызывающие сильные эмоции. Иногда – замысловатый сюжет: в какой-то степени необычность обстановки или, наоборот, удивительная близость зрителю контекста повествования… Но прежде всего это персонажи, которых, если повезет, мы никогда не забудем. Кроме того, кто не мечтал сам стать одним из действующих лиц в выдающемся фильме?

Чаще всего именно герои способствуют тому, что кинолента остается в нашей памяти. Согласитесь, когда вы вспоминаете фильм, перед глазами сразу всплывают лица и жизни персонажей, но не обязательно вся история, сюжет целиком. Если вы попытаетесь кратко пересказать содержание фильма другу, то поймете, что ваши воспоминания о целостной истории фрагментарны. Мы редко сохраняем в уме последовательность событий, но важные персонажи остаются в памяти.

В исключительных случаях герои могут быть популярны, даже если истории, в которых они действуют, известны лишь части публики. Это относится к любым художественным произведениям. Например, все знают такого персонажа, как Шерлок Холмс, и даже могут его охарактеризовать, как мы увидим позже; но кто прочитал все 60 историй Конан Дойла, составляющих так называемый холмсовский канон? Более того, эти 56 рассказов и 4 романа связаны с появлением научных методологий и приемов, использовавшихся в работе полиции конца XIX века. Казалось бы, сегодня исторический контекст и то удивление, которое он вызывал в свое время, уже во многом устарели и не должны больше интересовать читателя или зрителя экранизации. Однако поводом к перечитыванию или повторному просмотру одного из оригинальных повествований служат психология и проработанность персонажей, позволяющие не обращать внимания на обстоятельства и контекст. То же самое касается многих мифологических историй, пьес, классических романов и других художественных произведений. И конечно же, фильмов, потому что кино изображает персонажей в полный рост и крупным планом.

Разумеется, не все персонажи бессмертны, как Шерлок Холмс или сравнимые с ним действующие лица.

Как же создать достаточно сильных героев, чтобы зрители как можно быстрее привязались к ним? На какие внутренние механизмы воздействовать? Необязательно, чтобы персонажи нравились, и тем более необязательно, чтобы зрители хотели быть похожими на них, но важно увлечь публику разворачивающимся действием.

Именно решению этой довольно деликатной и, скажем прямо, загадочной проблемы и посвящена наша книга.

Здесь вы найдете описание методов, позволяющих начать с нуля: разработать каждую личность, обогатить ее психологию, сделать персонажа привлекательным или отталкивающим, побудить аудиторию проникнуться личностью героя, чтобы прожить историю вместе с ним.

Принято говорить, что если сюжет имеет структуру, то персонажи выполняют определенные функции.

В сюжете персонаж – тот, кто действует для достижения своей цели и страдает от препятствий, стоящих на его пути. Другими словами, он является той фигурой, с которой мы, зрители, можем себя идентифицировать. Его действия создают сюжет. Герой всегда активен, даже если его роль кажется пассивной.

И раз уж мы начали говорить о методах, не стоит воображать, что сочинительство слепо следует рецептам, способным привести к идеальному сценарию, который гарантированно понравится публике. Если бы такие рецепты существовали, все сценарии были бы образцовыми (чего нет) и все они были бы безумно успешными (чего тоже нет). Универсальных рецептов не существует, потому что качественная история с хорошими персонажами слишком привязана к стилю, культуре, особенностям повествования; галактика историй бесконечна. В действительности, больше, чем рецепты, сценаристу помогают рабочие методы, позволяющие наилучшим образом пройти через процесс написания своей истории, обеспечивая при этом достойное качество и оригинальность. Именно такие методы и представлены в данной книге.

Но что мы понимаем под качественной работой, основанной на методах? Прежде всего, сам термин «качество» выглядит довольно расплывчатым, поскольку имеет множество аспектов. Если герой годится для приключенческой истории, он не обязательно подойдет для драмы, комедии или социальной сатиры. Более того, персонаж, созданный для развлекательной продукции мейнстрима, не найдет своего места в произведении авторского кино, основанном, например, на антиструктуре и ставящем перед собой задачу поиска новых путей повествования. Короче говоря, легко понять: то, что подходит для одного типа кино или сериала, не подходит для другого. Именно поэтому следует больше говорить о методах, чем о рецептах. Метод применим для большинства жанров кино или телевидения. Рецепт же, напротив, скорее нацелен на удовлетворение конкретного кодифицированного запроса (например, главный герой семейного развлекательного фильма должен вызывать симпатию, иметь хорошие отношения с ближайшими родственниками, четкую цель и способы достичь ее, избежав достаточно серьезных опасностей, которые не всегда ведут к значительным изменениям протагониста или его позитивной трансформации в смысле культурного соответствия).

Одна из ловушек, с которыми сталкивается сценарист, независимо от предпочитаемого им жанра, состоит в том, что, не завершив свою историю, он начинает задним числом задавать себе неправильные вопросы о ней. Часто у нас есть хорошая идея или, по крайней мере, задумка, которая нас вдохновляет. Как только она приходит в голову, слова тут же появляются на листе бумаги или экране компьютера: мы с радостью беремся за работу. Конечно, мы читали о том, как выстроить сюжет, составить план, подготовить почву, чтобы избежать лишних проблем на свою голову; в наше время это тем более легко, что существует множество книг, посвященных писательству, а также соответствующие тренинги и курсы. Но потом в какой-то момент работа стопорится. Не сразу, но мы чувствуем, что прежде горевший огонь угасает. Мы постепенно пишем менее страстно, более академично. Слова, вложенные в уста героев, более нейтральны и информативны, но менее прочувствованы. Из истории исчезает душа. Работа изматывает и даже угнетает нас. И в итоге мы отказываемся от проекта, говоря себе, что в конце концов первоначальная идея оказалась не настолько хороша, как мы себе представляли.


С этой книгой читают
Фестиваль в Каннах – самый влиятельный и престижный, он представляет зрителям и критикам лучшие из снятых за год фильмов и определяет не только киномоду, но и направления, по которым будет развиваться киноискусство. Книга «Каннские хроники» – это сборник бесед, которые видные отечественные кинокритики в течение ряда лет (2006–2016) ежегодно вели в редакции журнала «Искусство кино» по горячим следам Каннских кинофестивалей, обсуждая как нашумевшие
Культовая фигура и маргинал от киноиндустрии, выдающийся режиссер Дэвид Линч и его творчество с трудом поддаются определению. Порожденное подсознанием Линча, творчество это призвано воздействовать и на наше бессознательное, соединяя накаленные, противоречивые эмоции в нечто знакомое, но непонятное. Как и фильмы Линча, его жизнь уходит от простой категоризации: он – музыкант, художник, фотограф, плотник, предприниматель и активный пропагандист тра
«Игра престолов» – один из самых популярных и культовых сериалов последних лет. От него невозможно оторваться, но иногда возникают вопросы: «Неужели так может быть на самом деле?» или «Как они это вообще сделали?».Что представляют собой драконы с точки зрения современной физики и биологии? Как сделать меч из валирийской стали? Почему дикий огонь столь страшен в качестве оружия? Об этом захотят узнать не только фанаты сериала, но и простые зрители
Сборник одноактных пьес для двух исполнителей о любви. Маленькие драмы и комедии. Истории, которые случаются с нами, нашими знакомыми на каждом шагу. Кто-то от страсти гибнет, другие же становятся сильнее. Почему так происходит? Какой урок получит герой или героиня? Есть ли спасение? Нужно только немножко присмотреться и ты поймёшь, как устроены уникальные шестерёнки, перемалывающие человеческие судьбы. Вперёд! К удивительным открытиям! К новым з
Тайный обряд посвящения был наполнен торжественностью, внушающей страх, раболепие и сладкое предвкушение скорого обретения силы. С началом обряда Вовочка впал в транс, а по окончании обряда – в беспамятство. Несколько суток прошло в беспробудном сне. Тяжелым и ужаснымбыл тот сон, но по пробуждении Вовочка почувствовал разительную новизну в самом себе и вовне себя. Всё неузнаваемо изменилось.
Какие только эпитеты не давали художнику из Дубны Михаилу Георгиевичу Полякову – и «подмосковный Бэнкси» и «Дубненский Гауди». И действительно, – наряду с работами других признанных мастеров, мини-мозаики Михаила являются своеобразной визитной карточкой наукограда.
Спасая девушку от хулиганов, Захар не планировал в нее влюбляться. И гнал малейшую мысль о ней, как о своей. Один взгляд в его холодные глаза лишили Юльку покоя, и дня больше не проходило, чтобы она о нем не вспоминала. Раз за разом их сталкивает судьба, но только от них зависит, выберут ли они один путь, или их дороги навсегда разойдутся. ХЭ! Негатив удаляю!
Я влюбился как мальчишка. Впервые в жизни. Один взгляд и пропал. И это гложет. Потому что она жена нашего клиента. Много лет я был личным Купидоном и ангелом-хранителем для своих лучших друзей. Пришел черед вернуть должок. Что из этого выйдет? Не знаю. Ведь я упрямый, как черт, и если хочу чего-то, всегда добиваюсь своего. _____________ НОВИНКА