Николай Склифосовский - Спасая жизни. Дневник военного хирурга

Спасая жизни. Дневник военного хирурга
Название: Спасая жизни. Дневник военного хирурга
Автор:
Жанры: Хирургия | Биографии и мемуары | Книги о войне
Серия: Записки врача
ISBN: Нет данных
Год: 2019
О чем книга "Спасая жизни. Дневник военного хирурга"

Николай Васильевич Склифосовский родился на хуторе Карантин. Уже в 24 года молодой выпускник медицинского факультета был вынужден заменить на посту главного врача в небольшой областной больнице.

В 1860-х годах великий русский хирург понял, что более всего его знания пригодятся раненым солдатам. Работая военно-полевым хирургом ученый принял участие в трех военных компаниях и получил неоценимый опыт в проведении срочных операций. Именно в условиях боевых действий ученый разработал инновационное учение о микробах и предложил использовать при проведении операций антисептики. На войне были разработаны и совершенно уникальные и инновационные для своего времени методы проведения сложных операций.

Предлагаемая книга представляет собой собрание избранных работ военно-полевого хирурга, в которых описываются наиболее интересные и сложные случаи.

Бесплатно читать онлайн Спасая жизни. Дневник военного хирурга


© ООО «Издательство Родина», 2019

Вступление

Вступительная лекция Н. В. Склифосовского, читанная в Московском университете 10/IX 1880 г. после избрания его на должность директора факультетской хирургической клиники Московского университета. Была напечатана в еженедельной медицинской газете «Врач» 25/1Х 1880 г., № 39.


‹…› Хирургия русская имеет свою историю, традиции и образцы для подражания, а колыбелью ее был Московский университет. Преимущественно в Московском университете получил свое медицинское образование великий современный хирург Н. И. Пирогов. Хотя профессорская деятельность Николая Ивановича и не принадлежит Московскому университету, тем не менее последний имеет право считать его своим, так как Николай Иванович его воспитанник. Значение Н. И. Пирогова как ученого принадлежит всему цивилизованному миру; а литературные произведения его останутся классическими. Не пришло еще время произнести полную критическую оценку значения маститого нашего хирурга; полагаем, однако же, что народ, в среде которого родился Пирогов, имеет право сказать: да, мы имеем своего знаменитого учителя хирургии, мы имеем Пирогова.

Вспомним, что в стенах Московского университета учил незабвенный Ф. И. Иноземцев. Это был учитель в высоком, идеальном значении этого слова. Как ученый, он был верен своему призванию и убеждениям; как профессор, «он обладал даром энергического слова и владел тайною пользоваться юностью, восприимчивостью и никогда не закрытыми для таланта симпатиями своих слушателей».

У некоторых народов есть обычай – разумею главным образом французов – говорить похвальное слово (eloge) сошедшему в могилу общественному деятелю. Смысл этого обычая, между прочим, поддержание преемственности между отошедшим, отходящим и грядущим поколениями. Только в сознании развитого народа может родиться и окрепнуть мысль о том, что молодое учащееся поколение составляет надежду нации: оттуда естественным образом должно вытекать сознание в обществе высоких своих обязанностей по отношению к учащемуся поколению; оттуда же вытекает и стремление к поддержанию непосредственной преемственности между учащими и учащимися. В похвальном слове многое, может быть, субъективируется, иногда невольно преувеличивается; но в нем сокрыто всегда что-то сердечное, теплое, родное: оно создает духовное единение нарастающего поколения с деятелями отошедшими, оно представляет нам образцы для подражания. И если образцы эти не всегда идеальны в положительном смысле, то нередко представляют немало поучительного и отрицательными своими сторонами. На арене самобытности, самопознавания и самодеятельности приобретает свою долю только тот народ, который умеет ценить своих общественных деятелей и дорожит наследством, ими завещанным.

Одним из весьма заметных деятелей на поприще хирургии в Московском университете был покойный Василий Александрович Басов. Малообщительный и всегда суровый на вид, В. А. имел редкое, мягкое и доброе сердце, что особенно проявлялось в обхождении его с больными из среды простого народа. Внешняя суровая и подчас мрачная оболочка была привита покойному профессору той неприглядной обстановкой тяжелого жизненного пути, по которому пришлось ему проходить для достижения университетского порога. В. А. Басов родился в Орле в 1812 г. Он был сыном мещанина и в раннем детстве лишился отца. Первоначальным воспитанием и учением обязан он был слепому старику – деду своему, по распоряжению которого обучался сначала в орловском уездном училище, а потом в гимназии. Окончив курс гимназии 15 лет, В. А. хотел поступить непосредственно в университет; но он принадлежал к податному сословию и не имел средств для существования. И вот 15-летний юноша, сгоравший от нетерпения вступить скорее в университетскую аудиторию, столкнулся снова, уже не в первый раз, с горьким испытанием на жизненном пути. Неудачи и испытания не подавляли, однако же, духа: они возбуждали только энергию в сердце молодого человека к дальнейшей борьбе. Два года он трудился в качестве учителя в частных домах, для того чтобы заработать себе право на существование и учение. В 1829 г. он получил, наконец, увольнительное свидетельство от орловского мещанского общества. И с небольшой суммой денег в кармане, заработанной тяжким двухлетним трудом, молодой человек поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1833 г. В. А. получил звание лекаря, в 1834 – ветеринарного врача, в 1835 – медико-хирурга и, наконец, в 1841 был удостоен степени доктора медицины и хирургии.

Докторская диссертация В. A. Delithiasi обратила внимание на молодого ученого не только в России, но и за границей. Основная мысль диссертации внушена была В. А., во-первых, чрезвычайно частым заболеванием каменной болезнью в Москве, а во-вторых, замечательными успехами оперативного течения этой болезни в руках тогдашних представителей хирургии в Москве – Гильдебрандта, Рихтера, А. М. Альфонского и А. И. Поля. В. А. был оставлен при университете сначала в качестве помощника прозектора, а позднее в звании прозектора. Это положение было особенно благоприятно для дальнейшего научного развития В. А., потому что давало ему как будущему хирургу возможность заниматься основательно анатомией.

Первые литературные труды его ясно свидетельствуют, что он рано оценил выгоды своего положения и разумно воспользовался ими. Несколько лет сряду он занимался анатомией и производил опыты над животными; последние он первым стал производить в Московском университете.

В 1843 г. молодой доктор отправился за границу для дальнейшего изучения хирургии в иностранных университетах. Вернувшись на родину в 1846 г., В. А. занял место преподавателя хирургии в том же университете, в котором получил свое образование. Чтобы сделать более полезным и наглядным преподавание теоретической хирургии, молодой профессор производил хирургические опыты над животными, а для пояснения своих лекций составил особые таблицы с изображениями хирургических болезней, приготовлял патолого-анатомические препараты и слепки. Последние составляют памятники и собственность нашего университета. Но В. А. оставил и более научные памятники своей ученой и преподавательской деятельности – это литературные труды, напечатанные в разных периодических изданиях.

Вот они:

1) De anate tetrapode commentatio, Mosquae, 1840.

Подробное анатомическое описание уродства молодой утки: утка имела 4 ноги и представляла некоторые уклонения от нормы в строении костей таза, кишечного канала и мочеобразовательных путей. Написано по-латыни.

2) De lithiasi vesicae urinariae in genere el in specie de extractione calculi per sectionem perinaei, cum tab., Mosquae, 1841.


С этой книгой читают
В книге известного хирурга-онколога, профессора Ю.И. Патютко рассказывается о его жизни в медицине и хирургии, которым он служит более полувека. Размышления выдающегося доктора о профессии, учителях и учениках, о пациентах и коллегах адресованы не только тем, кто связан с медициной, но всем ценителям мемуаров как уникальных личных свидетельств времени и судьбы.Для широкого круга читателей.
Денис Гинзбург – хирург с колоссальным опытом: его врачебная практика насчитывает более 20 000 эстетических и реконструктивно-восстановительных операций в области лица и тела.
Учебно-методическое пособие предназначено для курсов тематического усовершенствования врачей, а также клинических ординаторов, аспирантов хирургического профиля, студентов. В пособии рассмотрена проблема диагностики, лечения и профилактики варикозного расширения вен нижних конечностей. Основные направления и тактические подходы для решения этой сложной хирургической проблемы освещены авторами в контексте с патофизиологическими процессами, происхо
Книга для будущих и начинающих медиков.Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН Борис Шахов делится своими секретами успеха в области рентгенохирургии сердца. Рассказывая историю появления данного направления в мире вообще и в России в частности, автор подробно описывает свои первые и последующие операции, комментирует причины успехов и неудач, делится опытом коллег.Многолетняя работа ректором медицинской академии позволяет автору безоши
Сборник прозы Светланы Глинской.Публикуется в авторской редакции.
Эта книга была написана около десяти лет назад, когда автор испытывал психологические страдания и боль из-за неурядиц на работе и в семье. Основой размышлений послужили книги индийского философа Джидду Кришнамурти. Окончив работу, почувствовал успокоение. Кое-чем из наработок пользуюсь и сейчас. Буду рад, если кому-то текст принесет пользу.
Елена с мужем и пожилой мамой переехали из комфортной квартиры в дачный посёлок, на окраину Тюмени. С чем столкнутся женщины этой семьи, что их ждёт: тихое семейное счастье или разочарование. Кому можно доверять и в каком возрасте тебя ждёт счастье? Всё это узнаете из этой короткой, но жизненной истории. Рассказ посвящаю своему родному Тюменскому району, в честь его столетия.
Встречаются ли в современных городах Джульетты, Пенелопы, Изольды, Лауры и Медеи? На что способны влюбленные девушки сегодня? Умеют ли они любить до разрыва сердца, искренне, безрассудно, слепо, готовы ли бежать за своими любимыми "босиком по снегу"? Или они коварны, умны, продуманы и похожи скорее на хищных стерв, вооруженных айфонами и айпадами, чем на рафаэлевских мадонн с бездонными глазами?Ответы – в историях влюбленных девушек, которые разв