Эта травка с самого начала весны и до поздней осени произрастает на улицах городов и деревень, на лесных полянах, берегах мелких и крупных рек. С таким же успехом она растет и вдоль дорог, как проезжих, так и проселочных. Растение это весьма неприхотливое, и его местообитание неограниченно. При всей внешней нежности и хрупкости приспособляемость знакомой нам муравы просто уникальна. Выживает она практически на любых землях. На глинистых бедных почвах она становится почти безлиственной, как спутанный моток проволоки, но не умирает. Если же ей досталась мягкая влажная почва, то тут она раскидывается пышным зеленым ковром. Особенно сильно разрастаются кустики этой травы по краям заброшенных полей, тут одно растение способно расползтись на несколько квадратных метров. Все это происходит благодаря мощной корневой системе, которая и помогает горцу птичьему приспособиться к любой почве.
Родственные спорышу растения широко распространены по всему свету и очень живучи.
В России птичий горец распространен повсюду. Повстречаться с ним можно в Сибири и на Урале, в средней полосе и в субтропиках. Растет он одинаково как в сухом, так и во влажном климате. Одинаково может вбирать питательные вещества и с поверхности почвы, и с ее глубины. Охарактеризовать его можно двумя словами: весьма жизнестоек.
В одной старой легенде рассказывается о том, как спорыш однажды собрался в горы уйти – отшельником стать, надоело, что все его топчут. Начал он потихоньку к речке горной ползти, да попалась ему навстречу мудрая старая колдунья с пучками колдовских трав и кореньев. Выслушала она его и говорит: «Зря ты, спорыш, сюда лезешь. В горах только скалы одни, да ветры и морозы – совсем ты там пропадешь. Ступай лучше к людям, в долины, там и отомстишь за себя. Будешь людям мешать, прорастать везде». Послушался спорыш колдунью и вернулся к людям. Только вот незадача, никак он не может помешать людям, сколько бы ни прорастал повсюду. На спорышевых зарослях стада пасутся, его травой изгоняют болезни, а из корней можно приготовить синюю краску (такую же, как индиго). Так и привык потихоньку спорыш вместе с людьми жить.
Горец птичий (Poeygonum aviculare), или спорыш – однолетнее травянистое растение, относящееся к семейству гречишных, с тонкими, ползучими или восходящими стеблями, достигающими в длину 30 см. Корень растения заметно толще самих ветвей, он стержневой, почти без боковых отростков. Листья спорыша мелкие, продолговато-ланцетной формы 1,5–2 см в длину и 0,4 см в ширину, на стебле они крепятся короткими черешками. В узлах и пазухах листьев можно увидеть мелкие пленчатые образования, похожие на белые раструбы. Цветки у спорыша невзрачные и очень мелкие, они зелено-белого цвета, собраны по 1–5 в пазухах листьев. Околоцветник простой, пятичленный, примерно до половины надрезанный, при плодах растрескивающийся. В цветке 8 тычинок. Созревший плод похож на ребристый трехгранник черного цвета.
Спорыш начинает цвести в начале июня и цветет в течение всего лета. Плоды окончательно дозревают в августе-сентябре.
Состав
Химический состав птичьего горца богат и разнообразен. Он считается природной кладовой растительного белка (17 %), биологически активных веществ (44 %), растительной клетчатки (27 %), зольных соединений (8,9 %), простых и сложных сахаров (2,5 %), смолы, воска, дубильных веществ.
Кроме того, в нем обнаружены и такие полезные микроэлементы, как кальций, фосфор, цинк, кремний. Богат птичий горец и витаминами. Например, аскорбиновой кислоты, т. е. витамина С, в спорыше присутствует в 3 раза больше, чем в лимонах, его содержание достигает 400 мг%, а каротина (провитамина А) – до 118 мг%. В соке растения присутствуют смолы и дубильные вещества. К тому же во всех частях спорыша обнаружены нафтохинон, токоферол, биофлавоноиды, органические кислоты. По этой причине спорыш пользуется заслуженным уважением многих медиков и диетологов как лекарственное растение широкого спектра действия.
Но этим его полезные качества не ограничиваются. По причине большого количества разных химических соединений, содержащихся в нем, спорыш не менее популярен и у ветеринаров как кормовое и лекарственное растение. Сено из чистого спорыша своими качествами не уступит бобовым – люцерне, клеверу, чине. Но, как правило, трава горца птичьего не подлежит массовой заготовке, а используется в виде кормовых добавок.
Свойства
Во многих странах мира полезные свойства горца птичьего нашли широкое применение в фармакологии. Высушенную траву вместе с цветами часто используют для лечения многих болезней: в Алжире – лихорадки, в Австрии – нервного истощения и общего упадка сил. В странах Европы и Америки согласно традициям народной медицины при помощи водных настоев птичьего горца лечат повышенное давление, туберкулез, останавливают кровотечения. В китайской медицине горец птичий чаще всего применяют в качестве жаропонижающего. Старинные русские «Зельники» прописывали горец птичий от чахотки и ушибов. Лекари велели «парить им ноги от опухоли, когда оттопчут», отсюда и еще одно название травы – топтун. А если задуматься и почитать старые книги, то выяснится, что у скромной травки множество имен, чуть ли не в каждой губернии свое название. Пензенские крестьяне прозвали ее галочьей гречихой, поскольку она с гречихой – близкие родичи. В Воронеже спорыш гусятником прозвали, колесницей называют в архангельских местах, куроедом – в Нижнем Новгороде. У ставропольцев он стал развивной травой и свиным буркуном. На Тамбовщине эта трава известна как мурух или самурышка. Но все-таки чаще всего горец птичий у нас принято называть спорышем. Как видно, название это произошло от глагола «спориться», очень уж быстро – споро – весной оно расти начинает, да и размножается тоже быстро – каждый скромный кустик дает до 200 семян в год.