«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
…Сказал пророк (да будет мир над ним): «Радость в сердце правоверного лучше, чем служение сакалайнов».
Смысл [этого] таков: если кто-либо порадует сердце
мусульманина, то награда ему будет выше той награды,
которая полагается за служение Богу всем чадам
адамовым и джинам. Итак, сердца скольких тысяч
людей возрадуются, когда в том, что я скажу, узнают то,
чего они не знали! Уповаю на Всевышнего, что, – если то
побоище и будет сочтено [мне] за грех, – то награда
за это [благое дело – сочинение книги] превысит его.
И еще, если кто-нибудь когда-нибудь, прочитав эту книгу,
узнает то, что он [прежде] не знал, пусть прочитает
по нашей душе Фатиху.»
Абу-л-Газы. «Родословная туркмен».
И мы написали эту книгу с позволения Всевышнего, Господа миров! Только по Его воле появлялись суждения и мысли, которые мы нанесли на бумагу. И мы надеемся открыть для читателя новые стороны отечественной истории, которые доселе не были известны, либо затаились в научных изданиях. А речь в книге пойдет о дворцах и поселениях, существовавших в средневековье в самом сердце нашей Родины – в Улытау!
Материальные ценности истории, дошедшие до нас, являются наследием предков, народов и государств, проживавших и функционировавших на нашей земле и при которых были созданы эти творения. Одними из таких уникальнейших достояний материальной культуры являются дворцы (сараи), городища и поселения средневековья, расположенные в Улытау.
Великие горы Улытау. (Фото автора).
Когда мы говорим об Улытау, то обозначаем всю низкогорную цепь Западной Сары-Арки, соединяющую три части горного скопления – Аргыканаты1, Улытау и Кишитау2. Улытау – это самый древний по возрасту в Казахстане горный массив, занимающий западную часть Карагандинской области. Основное горное тело состоит из голого и скалистого гранита, расчлененного ущельями, где, преимущественно весной, действуют водостоки. На склонах, богатых подземными хранилищами талой воды, встречаются березовые и тополиные рощи. Протяженность Улытау с севера на юг составляет примерно 200 км. Самая высокая точка – гора Аулиетау (Акмешит) (1131 м). Географически Улытау тянется от верховьев реки Терисаккан3 на севере до озера Теликоль4 на юге, от верховьев реки Улы Жыланшик5 на западе до среднего течения реки Сарысу6 на востоке.
Если географически Улытау ограничен в определенной горным массивом территории, то историко-политическое значение Великих гор распространяется на огромные пространства Евразии. Улытау определяет ту значимость политической власти, которую на эти просторы распространяли номады в средние века. Ведь не е проста Шынгыс каан в 1224 году определил ставку самого большого Улуса Жошы в Улытау.
Улытауский край Карагандинской области Республики Казахстан имеет особое место в исторической науке в свете изучения событий, происходивших на протяжении средних веков истории человечества. Улытау в устах историков славится богатой информационной и материальной кладовой времен кангаро-печенежского, огузо-кыпчакского, акординского и казахского периодов истории Великой степи.
Научное и летописное изучение Улытау происходило на всем протяжении мировой историографии, начиная от Геродота7 и Страбона8 до археологических изысканий на современном этапе. Древнегреческие историки оставили ценные сведения о саках-исседонах, погребальные царские курганы которых красуются сегодня на западных отрогах Улытауских гор. В советской историографии исседоны известны под этнонимом «чудь». Об Улытауских огузах9 и кыпчаках10 писал Мухаммед аль-Идриси.11 О жизни и нравах Улытау, как орды или центра Улуса Жошы писали средневековые путешественники, миссионеры католицизма Вильгельм Рубрук,12 Плано Карпини13 и Марко Поло.14 О походах в казахскую степь отважного узбека Абдаллаха и эмира Темира писали шашские и самаркандские летописцы. С усилением московского государства и расширением империи Романовых в Улытау зачастили посольства и военные экспедиции, которые внимательно изучали географию, историю, традиции и быт местных жителей.
Но при этом, во время изучения источников по теме раннего средневековья или чингизизма мы часто наталкиваемся на весьма странное игнорирование упоминания Улытау в повествовании событий той эпохи советскими и современными исследователями. Да и многие средневековые летописцы, говоря о местонахождении отдельных исторических героев, ограничивались упоминанием огромного пространства под названием Кыпчак или Дешт-и Кыпчак. Подробного же местонахождения тех событий или исторического героя мы часто не находим.
Может быть для сторонних исследователей обход исторических фактов по Улытау является закономерностью, но для нас принципиально важным является определение для памятников региона достойного места как в отечественной, так и в мировой историографии. Освещение роли Улытау как политического центра огузских джабгу, кыпчакских ханов и беков, а также чингизидов, их роль в формировании степных государств и является главной целью данной работы.
Тем более, начиная с 1928 года трансформация историографии была прервана началом сталинской форматизации исторического сознания казахов. Религиозное воспитание стало вытесняться атеизмом, духовные и материальные ценности стали скрытыми атрибутами жизни, историческая наука стала послушной слугой большевистской идеологии и многие научные изыскания казахских историков, показывающие реальную картину истории Казахстана, были объявлены лженаучными трудами с «националистическим уклоном».
Поколения 1930-40-х годов еще успели перенять хоть какие-то ценности от предыдущих носителей исторической информации, чудом оставшихся в живых после голодоморов 1920-х и 1930-х годов, а также массовых репрессий, проводимых на протяжении всего периода сталинской тирании. А вот поколение 1950—60 годов окончательно впитало советскую идеологию в призму духовного развития и, именно они в годы Независимости переживают болезненный процесс модернизации исторического сознания.
При работе над книгой было выбрано направление раскрытия полной картины о великолепных для степного ареала дворцах и городищах западной части бассейна реки Сарысу, которые выделялись на фоне нулевой урбанизированности степи, как атрибут власти, регулировавшей политические отношения в кочевых государствах.
Идея данной темы зародилась по завершении работы редакционного совета над книгой «Ұлытау. Ұлытау ауданы» энциклопедия